Развитие немецкой классической философии достигает вершин в творчестве

Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Гегель родился в 1770 г. в Штутгарте, его

отец был высоким чиновником государственной службы. В 1788 г. Гегель в

качестве стипендиата поступает в протестантское теологическое училище в

Тюбингене, где подружился с Фридрихом Гельдерлином и Шеллингом. Здесь он

вместе со своими друзьями переживает взрыв французской революции, который

они отметили посадкой дерева свободы.

В то время Гегеля не привлекали абстрактные метафизические проблемы. Он

с удовольствием читал Платона, Гердера, Шиллера, Монтескье, а также Канта,

имевшего в училище, ряд приверженцев. Его излюбленным философом был идеолог

демократии и революционного переворота Ж.-Ж. Руссо .

Гегель убежден, что изучение тех этапов, которые прошло человечество на

своем пути к "науке" (т. е, к философии Гегеля), является наилучшей

подготовкой к внутреннему тождеству именно с той позиции, которую и выражает

его философия. Он говорит: "Индивид должен и с содержательной стороны пройти

через образовательные ступени общего духа, но как через формы, которые дух

уже оставил, как через этапы пути, который уже проложен и выровнен...

Нетерпеливость требует невозможного, т. е. достичь цели без средств... Так

как субстанция индивида, так как даже мировой дух был таким терпеливым, что

прошел этими формами в течение длительного промежутка времени и взял на себя

огромный труд. мировой истории... и так как он не мог сознание о самом себе

обрести никаким меньшим трудом, не может индивид и с точки зрения реальности

понять свою сущность каким-либо более коротким путем...".

Рассмотрим же хотя бы кратко главные этапы познания, которые прошло

сознание человечества. Гегель называет эти этапы психологическими терминами

(чувственная достоверность, восприятие и рассудок - Verstand), однако эти

названия характеризуют познавательные позиции.

Позицией "чувственной достоверности" является убеждение в адекватности

сознания, которое состоит в том, что сознание фиксирует чувственный образ

предмета и ничего из него не оставляет вне рассмотрения. Гегель преодолевает

эту позицию, "восприятием", которое понимает предмет как вешь со свойствами.

Понимание предмета как вещи с чувственно воспринимаемыми свойствами

обременено целым рядом противоречий: вещь понимается как нечто, что является

и. единичным, и множеством; вещь понимается как самостоятельная единица и

сразу же помещается в контекст с другими вещами. Поэтому сознание оставляет

эту позицию и стремится закрепиться .на позиции "рассудка", ограничивающей

предмет на основе внечувственных сил и законов, которые можно познать лишь в

интеллектуальном контексте.

Позиция рассудка - это позиция, которая за чувственным .явлением ищет

"внутреннее", т. е. внутренний характер вещей. Сознание приближается к

"внутреннему" по двум направлениям. Противопоставление стороны явления и

"внутреннего" приводит к "вещи в себе" Канта. Пустота "внутреннего", "вещи в

себе", вызывается не тем, как говорит Гегель в адрес Канта, что разум

слишком близорук-либо ограничен, но тем, что к ней мы подходим, односторонне

негативно понимая явление.

Понимание явления у Гегеля состоит в том, что от явления мы приходим к

пониманию того, что явление коренится в чем-то ином, к чему нельзя подойти

иначе как рефлексией явления, его интериоризацией, внутренним углублением.

При помощи мысленной разработки явления можно прийти к позитивно

ограниченному внутреннему, или к сущности. По Гегелю, это понимание

соответствует пониманию закона в науке Нового времени у Галилея, Декарта и

Ньютона. То, что позиция Ньютона исторически предшествует Канту, по Гегелю,

не исключает с логической точки зрения их обратного порядка и того, что

Ньютон фактически преодолевает "вещь в себе" Канта как мыслимую возможность,

которую по стечению обстоятельств реализовали только позже.

Анализируя в "Феноменологии духа" познание как тождество познающего и

познаваемого, Гегель полагает, что одного теоретического развития сознания

недостаточно для того, чтобы достичь состояния "абсолютного знания". Это

соединение познающего субъекта и реальности происходит, по Гегелю, в

результате прогресса теории, но для него нужен и опыт практического

отношения человека к миру. В этом контексте Гегель разрабатывает известную

теорию о "воспитании" человека посредством труда. Значение труда как

момента, конституирующего в человеке его отношение к предметной реальности,

Гегель рассматривает в известной главе "Господство и рабство". Главная идея

заключается в том, что труд воспитывает человека, благодаря ему человек

отделился от природы и осознал "самостоятельность" внешнего мира. С идеей

труда как педагогики человечества Гегель связывает и концепцию о том, что

раб научится воспринимать идеалистическое отношение к действительности,

потому что он будет смотреть на результаты своей деятельности как на ре-.

зультаты чужого (т. е. господского) намерения. Труд, по Гегелю, является

также некоей практической подготовкой к объективному идеализму.

Концепция господина и раба, видимо, должна быть оправданием

общественного неравенства, потому, что Гегель выводит возникновение

господина и раба из взаимного спора о "признании" двух естественных существ,

которые находятся на переходе к человеческому бытию. "Признание" означает

уважение к тому, что другой не является лишь существом из природы, которое

имеет значение только предмета для чужой воли. В борьбе за "признание" один

из сражающихся попадает под власть страха перед смертью, тогда как другой

подавляет инстинкт сохранения жизни. Этим самым он удостоверяет свое

человеческое возвышение над естественной природной стороной жизни человека.

На первый взгляд кажется, что раб упустил возможность эмансипации от

природного бытия, но стремление к признанию и пережитый ужас квалифицируют

его человеческое качество так же, как и господина.

При оценке того, что было достигнуто в борьбе, Гегель подчеркивает, что

господин является представителем человеческого возвышения над природой, но

это возвышение абстрактно, не диалектично, как это выражено в стоической

философии. Раб также имеет предпосылку более богатого развития,

проявляющуюся в том, что его человечность не приобретена ценой наси-гьного

подавления телесности, которая проецируется и на абстрактное отношение

господина к миру.

Значение, которое имеет раб в истории, связано с тем, что вследствие

своего поражения он принужден работать на господина. Поскольку труд является

"подавленным желанием", то раб учится дисциплине, которая отличает человека

от животного. Это-отрицание природного, но отрицание продуктивное потому,

что оно воплощается в результаты собственного труда. Так как в процессе

труда человек обращен против предметов природы, то и обретает опыт, дающий

ему сведения о "самостоятельности" предмета, т. е. человек познает

независимость предмета от нас и его автономный внутренний характер. Обе

стороны труда - труд как воспитание дисциплины сознательного- существа и

труд как основа нашего опыта о том, что предметный мир независим от нас.. и

имеет автономный характер,- являются вкладом раба в духовное развитие

человечества. Развитие от--ношении господина и раба кончается взаимным

признанием, т. е. тем, что раб обретает равноправие.

Наука логики. Если "Феноменология духа" - труд, который содержит в

себе, как в зародыше, всю систему, то "Наука логики" наиболее адекватно

выражает основную интенцию философии Гегеля: абсолют в "чистой" форме.

Абсолют, который изучает именно "Наука логики", является ему как

"определения мысли", образующие диалектически организованную систему. Вместе

с тем, как мы знаем, это не только лишь "определения мысли", но и основные

силы, которые формируют мир по своему образу. Однако это уже не является,

предметом "Науки логики". "Определения мысли" в своей предметной реализации

бытия природы являются предметом - "Философии природы". И, наконец,

субъективное (человеческая психика) и объективные предпосылки (общество,

история) самосознания этих мысленных определений, так же как и развитие

искусства и религии как формы их самосознания, исследует "Философия духа".

"Логика" (так называемая "Малая логика"), "Философия природы" и

"Философия духа" образуют три части "Энциклопедии философских наук", которая

представляет собой краткий очерк всей системы -философии Гегеля. Гегель

отстаивает свою концепцию указанием на общность определений, которые разум

познает во внешнем мире и согласно которым сформированы природа и мир

человека. С этой стороны философия Гегеля весьма близко подходит к старым

онтологиям, стоявшим на позиции нерефлектирован-ного единства бытия и

мысленного образа, тогда как Гегель обосновывает тождество бытия и мышления

путем опровержения ноэтической философии. Старая онтология, по Гегелю,

основывается на вере, что истина познается размышлением; философия Нового

времени, наоборот, характеризуется недоверием относительно познаваемости

мира, недоверием, которое кажется критическим, но в действительности

является скорее бегством от истины. Гегель в своей философии, отрицающей

метафизический подход, превращает тезис о познаваемости в тезис познанности

мира - по крайней мере во всем существенном. С одной стороны, этот подход в

свое время был знаменательным преодолением агностицизма. С другой стороны,

он открывал путь к идеалистической мистификации всякой действительности, а

при случае- и к оправданию всего действительного.

При объяснении развития категорий Гегель поступает таким образом: он

выводит их одну из другой. Речь идет об имманентном развитии определенных

мыслей, которые находятся в основе мира и постепенно конкретизируются.

Материалистическая интерпретация этого положения выдвигает, аргумент, что

идеи без мыслящего субъекта не существуют и что в действительности их

развивает мыслитель. Абстрагируясь от гегелевской мистификации, следует

сказать, что идея развития категорий имеет позитивное. значение: если мы

размышляем над категориями, то оказывается, что первичное, относительно

простое значение каждой категории является узким, ее односторонность

вызывает то, что вследствие развития аспектов, которые не были помещены в

исходную категорию, познание переходит в противдположную категорию.

Категория, однако, в ходе ее дальнейшего исследования окажется - опять по

другим аспектам - также односторонней и поэтому перейдет в следующую

категорию, которая обе предшествующие соединит в синтезе.

Высшая категория, опосредованная внутренним противоречием

предшествующих категорий, не является их отрицанием. Она отвергает лишь их

претензию на абсолютную истинность, оставляя нетронутой их неоспоримую

частную значимость. Поэтому она включает их в себя как подчиненные моменты.

Гегель при этом занимается не любыми определениями мысли, но лишь такими,

которые могут считаться по своему объему "дефинициями абсолюта". И именно

история философии дает Гегелю богатыц материал, и не только потому, что в

истории философии были продуманы категории, которые он рассматривает как

основные определения реальности, но, в частности, потому, что история

философии является внешней формой того, что проходит как внутреннее,

имманентное развитие идеи.

Теперь кратко о важнейших категориях "Логики". Этот труд состоит из

трех книг, которые соответствуют важнейшим этапам саморазвития абсолюта и

процесса познания предметной действительности: первая содержит "науку о

бытии", вторая - "науку о сущности" и, наконец, третья-"науку о понятии".

Первые две книги содержат "объективную логику", третья занимается

"субъективной логикой".

Наука о бытии, с которой начинается "Логика", отражает действительность

в ее непосредственной форме, т. е. как еще внутренне нерасчлененную с точки

зрения тех определений, которые лежат на поверхности и поэтому доступны

чувственному созерцанию. От категории качества мы движемся к категориям

количества, а отсюда, наконец, к категориям меры, которые являются

диалектическим синтезом обеих предшествующих. Вообще первая категория,

"бытие", наиболее непосредственна и бедна. Она выражает лишь то, что "нечто"

есть "бытие" и переходит в свою противоположность, в категорию "ничто" (das

Niehls). Синтезом бытия и ничто выступает категория "деяние" (das Werden),

которая уже представляет высшее состояние, потому, что определяет

действительность с точки зрения движения, хотя еще и абстрактно понимаемого.

В контексте изложения проблематики качества весьма интересен анализ

Гегелем диалектики конечного и бесконечного. Восходя к Спинозе, Гегель

делает различие между так называемой дурной бесконечностью и "истинной".

"Дурная" бесконечность состоит в бесконечном прогрессе, в котором

преодолевается всякая установленная граница. Бесконечность бесконечного

прогресса является "дурной" потому, что она представляет собой лишь

неограниченное добавление одного и того же. Примером ее может быть ряд

естественных чисел, в котором мы никогда не можем прийти к такому большому

числу, чтобы к нему нельзя было прибавить еще последующее.

"Истинная" же бесконечность, наоборот, не состоит в бесконечном

прогрессе и наряду с количеством содержит также качество, т. е. является

выражением определенной структуры целого. Шеллинг в "Изложении моей системы

философии" сравнивает отношение конечного и бесконечного с отношением частей

организма как целого. Подобным образом и у Гегеля конечное является моментом

динамической структуры целого. Как частный момент целого конечное определено

к тому, чтобы погибнуть, но именно его гибель является подтверждением

диалектической структуры целого. Энгельс с полным правом определил эту

теорию как глубоко диалектическую.

Так как это понимание бесконечного стоит в оппозиции к теологической

идее бесконечного (соответствует пантеистическим концепциям), уже в 40-е

годы прошлого столетия начинается дискуссия о том, соединимо ли оно с

теизмом. Один из видных учеников Гегеля, И. Эрдманн, в своем очерке "Логика

Гегеля" оправдывает своего учителя по этому поводу.

Другой весьма плодотворной идеей является переход количества в

качество, разумеется в качество новое, более высокое. В противоположность

механистической редукции качественных различий к одним лишь количественным

различиям, которые относятся друг к другу диалектически, это различия,

которые взаимно опосредуют, определяют и таким образом образуют единство.

Гегель доказывает, что движение к высшим количественным определениям

происходит на основе ряда количественных изменений, причем при достижении

определенной пограничной точки происходит как бы скачок, ведущий к переходу

в качество, т. е. к появлению нового, высшего качества. Этот диалектический

процесс Гегель иллюстрирует примерами из природного процесса:

"...индифферентное увеличение и уменьшение имеет свои границы, с их

переходом изменяется качество... Когда теплота жидкой воды увеличивается

либо уменьшается, достигается точка, в которой данное физическое состояние

качественно изменяется, и вода, с одной стороны, становится паром, с другой

стороны, льдом".

Наука о сущности занимается категориями сущности, явлениями

действительности и их частными моментами. Диалектический метод Гегеля

является прежде всего методом продвижения от явления предмета и его сторон к

более глубоким внутренним взаимосвязям. Уже в анализе "Феноменологии" мы

отмечали значение преодоления Гегелем кантовской "вещи в себе", которое было

достигнуто именно этим способом. В "Капитале" Маркс также основывает свой

анализ на продвижении от явления к закономерным связям, которые выступают в

явлении. Цель такого анализа - достижение понимания имманентного развития

исследуемого целого.

Особенность анализа Гегелем категорий в разделах о "бытии" и о

"сущности" состоит в том, что он указывает случаи, когда к вещи или моменту

вещи (органической составной части) относятся противоречивые предикаты.

Например, все, что является конечной вещью, имеет момент бытия в себе, т. е.

момент собственного естества, своего особого характера, но этот момент

проявляется в "бытии для других" вещей, т. е. в отношении к другим вещам В

действительности "бытие в себе" нельзя вообще познать иначе, чем путем

анализа того, как вещь проявляется. Поэтому данные моменты противоположны,

но вместе с тем образуют единство. Если мы станем на позицию, которую

философия занимала до Гегеля, т. е. что вещь, с одной стороны, является

бытием для других, а с другой - бытием в себе, то этим самым мы обойдем тот

факт, что к вещи относится одновременно и то и другое потому, что оба этих

момента образуют основополагающую внутреннюю дифференциацию вещи.

В каждой вещи существует равновесие, т. е. единство моментов и их

различие, даже противоположность, которая выступает на первый план, если мы,

в частности, прослеживаем развитие вещи. Гегель часто полемизирует против

"нежности", с которой философия стремилась устранить противоположности тем,

что различала разные подходы, из которых вытекают и приписываются одной и

той же вещи противоположные предикаты. Понимание того, что с одной точки

зрения вещь внутри различна, с другой - едина, является релятивно

правомочным в зависимости от того, какой аспект мы выдвигаем вперед.

Диалектика, однако, является методом анализа либо с. точки зрения целого,

либо с точки зрения частного, отдельной. вещи, либо абсолютного, универсума.

"Истина есть целое",- говорит Гегель в "Феноменологии". Именно это

требование целостного подхода ведет его к полемике против различных точек

зрения на различные определенные вещи.

"Наука логики" Гегеля завершается учением о "понятии" как основе

реальности. "Понятие", разумеется, не означает форму человеческого мышления,

т. е. общее, полученное с помощью абстракции и существующее лишь в сознании.

"Объективное понятие" Гегеля как наивысшая, "наиболее истинная" дефиниция

абсолюта выражает наиболее глубокую основу всего сущего. Этим учением Гегель

углубляет аристотелевскую теорию видовой формы как того, что делает вещь

тем, что она есть и что является движущей силой ее развития. Однако, если у

Аристотеля материя в определенной мере противостоит форме и вызывает то, что

каждая вещь отключается от своего видового типа, Гегель предполагает

единство понятия и реальности. "Понятие"-это единство значимой и

реализационной сторон действительности. Упор при этом делается на то, что

"понятие" выражает зародышевое состояние вещи, которое с необходимостью

внутренне дифференцируется и постепенно реализуется. Последовательное

проведение этого принципа означало бы полное исключение случайности из

природного процесса. Гегель тем не менее случайность - например, в смысле

аномалий и тупиков развития - допускает с таким обоснованием, что в природе

есть "понятия" вне себя, что они "бессильно погружены" в материю и т. д.

Рациональное значение этой теории постигает Энгельс в "Людвиге Фейербахе",

когда он анализирует положение Гегеля о единстве разумного (разумное =

понятийное) и действительного. Все, что разумно, то и действительно, т. е.

станет раньше или позже действительным, напротив, все, что существует,

является действительным и разумным потому, что существует и уже отжившее или

ставшее лишь аномалией. Между тем то, что существует, всегда содержит

элементы перспективного, чреватого будущим, и элементы, которые доигрывают

свою роль, которые являются лишь существованиями и которым не принадлежит

"разумность". Энгельс при этом подчеркивал, что тезис Гегеля имает

революционное, а не консервативное значение потому, что из его анализа

вытекает осуждение всего, что уже реализовало свои потенции и погрязло в

чисто внешнем существовании без внутренней правомерности.

Методологическое значение теории понятий у Гегеля состоит в том, что

исходит из идеи единства движения развивающейся вещи и движения идеи,

которая ее охватывает. Сначала можно вещь охватить в ее зародышевой стадии.

Определение вещи, даваемое в мысли, которой мы ее охватываем, является здесь

весьма общим, абстрактным. Постепенно вещь конкретизируется, и наше познание

выражает развивающуюся внутреннюю дифференциацию, т. е. переходит ко все

более конкретным ограничениям исходного определения мысли. Этот метод Маркс

с успехом применил при анализе капитала.

История является "развитием духа во времени", имеется в виду "мировой

дух". История имеет свою цель. Эта цель - развитие свободы, свободы гражданина в "гражданском" обществе. "Свобода, - говорил Гегель,- является сама в себе целью, которая реализуется и является единственной целью духа. Мировая история была направлена к этой окончательной цели, которой на протяжении многих веков приносятся жертвы на

алтаре мира. Только эта последняя цель воплощается и реализуется, только она

является в изменении всех событий и отношений тем... что в них воистину

действенное".

Развитие "мирового духа" проходит не автоматически, оно не может

обойтись без практического участия людей, без "человеческой активности

вообще". Человеческая активность, мотивированная разобщенными эгоистическими

потребностями, интересами, даже страстями индивидов, образует, по Гегелю,

единственное адекватное средство, или инструмент, посредством которого

история реализует свою внутреннюю наиболее желаемую цель: "Неизмеримая масса

желаний; интересов и деятельностей является орудием и средством, при помощи

которого мировой дух осуществляет свою цель, которая возвышает его к

осознанию и реализует его".

Hosted by uCoz