Бенедикт (Барух) Спиноза родился в Амстердаме в 1632 г. Происходил он из еврейской семьи, которая в относительно терпимой религиозной атмосфере Голландии искала убежища от религиозного преследования в Португалии. Свое образование он начал в еврейской школе, где изучал тексты из Талмуда, Каббалы и Ветхого завета. Это образование не удовлетворяло Спинозу. Вскоре он знакомится с философией Декарта, которая оказала на него сильное влияние. Во многом под ее влиянием он расширяет свое образование в области естественных наук и математики. Его привлекает способ мышления, характерный для математики, в частности для геометрии. Так, уже в 1663 г. в своей работе "Принципы философии Картезия, изложенные геометрическим методом", так же как и в своей главной работе "Этика изложения способом, используемым в геометрии", он однозначно присоединяется к картезианскому рационализму и "геометрическому методу" как основным принципам рассуждений.
Спиноза всю жизнь прожил в Голландии. И хотя, как уже говорилось, Голландия в то время была страной прогрессивной (в 1609 г. здесь происходит первая на Европейском континенте буржуазная революция), Спиноза и здесь не избежал жестокого преследования со стороны как еврейских, так и протестантских и католических религиозных кругов.
В 1658-1660 гг. он пишет краткий трактат "О боге и человеке и его счастье", а в 1670 г.- "Теологическо-политический трактат" (эта работа представляет, собственно, первую критику Ветхого завета). Таким образом он способствует созданию основ научной историографии. Идеи, содержащиеся в этих работах, были основанием для преследования его со стороны как теологов, так и представителей наиболее реакционных слоев голландской буржуазии. Уже в 1656 г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он использовал еврейское имя Барух).
В основу философской системы Спиноза положил учение о единой
субстанции. "Истинной является лишь одна субстанция, атрибутами которой
являются мышление и распространенность, или природа". Его учение о
единственной субстанции дается именно в первой части "Этики", названной "О
боге". Бог Спинозы соединяет в себе атрибуты картезианской системы - как
"res cogitas", так и "res extensa". Кроме бога, не существует никакой другой
субстанции, 14-е утверждение первой части "Этики" гласит: "Иная субстанция,
чем бог, не может ни быть, ни быть понятой". Из него сразу вытекает
утверждение 15: "Все, что существует в боге, без бога не может ни
существовать, ни быть понято". Из доказательств, относящихся к этим
утверждениям, ясно следует, что Спиноза отождествляет бога с субстанцией.
Бог и субстанция сливаются у него в одно понятие. Бог не стоит над природой,
не является творцом вне природы, он находится прямо в ней как ее
имманентная причина. Спиноза, таким образом, отвергает личного бога и
понимает его как универсальную причину мира. Такое понимание бога вызвало,
естественно, значительную реакцию. Гегель по этому поводу отмечает:
"Приведение в смятение всей эпохи тем, что было высказано понятие бога как
единой субстанции, было вызвано, однако, инстинктивным осознанием того, что
в этом понятии самосознание исчезло, вместо того чтобы быть сохраненным". В
этих идеях и содержится ядро пантеизма Спинозы, который имеет выразительную
математическую ориентацию.
Таким образом, Спиноза в своем учении о субстанции преодолел
противоречие дуализма Декарта. "Распространенность" и "мышление", которые у
Декарта представляют субстанции сами по себе, у Спинозы соединяются. Его
учение о субстанции (боге), развиваемое в первой части "Этики", содержит ряд
других важных моментов. Атрибуты субстанции не ограничены лишь "мышлением" и
"распространенностью". Как вытекает из 11-го утверждения, субстанция имеет
"бесконечное число атрибутов". Субстанция сама по себе бесконечна. Каждый из
ее атрибутов, как полагает Спиноза, "должен пониматься сам по себе".
Бесконечная и совершенная субстанция, естественно, исключает какое-либо
движение, какое-либо изменение. Также и ее атрибуты не подлежат изменениям.
Субстанция существует сама по себе с необходимостью и сама является своей
собственной причиной (causa sui).
Историческое значение философских мыслей Спинозы состоит прежде всего в
выразительной, хотя и механистической и метафизической, материалистической
ориентации его в учении об атрибутах. С этих позиций он преодолевает дуализм
Декарта. Значительную социальную роль в свое время сыграл и пантеизм Спинозы
с его атеистическими последствиями, которые как при его жизни, так и в более
поздние годы были предметом атак теологов и идеологов социальной реакции.
Его социально-политические воззрения способствовали развитию
естественноправовых и договорных концепций возникновения общества.
Тенденции, вытекающие из этих воззрений, почти через сто лет проявились в
теории общественного договора Руссо. В 80-е годы XVIII столетия философия
Спинозы, до тех пор мало кому известная, встретила восторженный прием в
Германии, где к ней были благосклонны такие выдающиеся личности, как
Лессинг, Гете, Гердер. Своим пантеизмом она помогла вывести философию из
прежних узких рамок и подготовила мировоззренческую почву для философии
Шеллинга и Гегеля. Подобным образом оценивали идейную отвагу Спинозы и
классики марксизма-ленинизма, подчеркивая его тенденцию к материализму и
элементы диалектики.