Бенедикт (Барух) Спиноза родился в Амстердаме в 1632 г. Происходил он из еврейской семьи, которая в относительно терпимой религиозной атмосфере Голландии искала убежища от религиозного преследования в Португалии. Свое образование он начал в еврейской школе, где изучал тексты из Талмуда, Каббалы и Ветхого завета. Это образование не удовлетворяло Спинозу. Вскоре он знакомится с философией Декарта, которая оказала на него сильное влияние. Во многом под ее влиянием он расширяет свое образование в области естественных наук и математики. Его привлекает способ мышления, характерный для математики, в частности для геометрии. Так, уже в 1663 г. в своей работе "Принципы философии Картезия, изложенные геометрическим методом", так же как и в своей главной работе "Этика изложения способом, используемым в геометрии", он однозначно присоединяется к картезианскому рационализму и "геометрическому методу" как основным принципам рассуждений.

Спиноза всю жизнь прожил в Голландии. И хотя, как уже говорилось, Голландия в то время была страной прогрессивной (в 1609 г. здесь происходит первая на Европейском континенте буржуазная революция), Спиноза и здесь не избежал жестокого преследования со стороны как еврейских, так и протестантских и католических религиозных кругов.

В 1658-1660 гг. он пишет краткий трактат "О боге и человеке и его счастье", а в 1670 г.- "Теологическо-политический трактат" (эта работа представляет, собственно, первую критику Ветхого завета). Таким образом он способствует созданию основ научной историографии. Идеи, содержащиеся в этих работах, были основанием для преследования его со стороны как теологов, так и представителей наиболее реакционных слоев голландской буржуазии. Уже в 1656 г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он использовал еврейское имя Барух).

В основу философской системы Спиноза положил учение о единой

субстанции. "Истинной является лишь одна субстанция, атрибутами которой

являются мышление и распространенность, или природа". Его учение о

единственной субстанции дается именно в первой части "Этики", названной "О

боге". Бог Спинозы соединяет в себе атрибуты картезианской системы - как

"res cogitas", так и "res extensa". Кроме бога, не существует никакой другой

субстанции, 14-е утверждение первой части "Этики" гласит: "Иная субстанция,

чем бог, не может ни быть, ни быть понятой". Из него сразу вытекает

утверждение 15: "Все, что существует в боге, без бога не может ни

существовать, ни быть понято". Из доказательств, относящихся к этим

утверждениям, ясно следует, что Спиноза отождествляет бога с субстанцией.

Бог и субстанция сливаются у него в одно понятие. Бог не стоит над природой,

не является творцом вне природы, он находится прямо в ней как ее

имманентная причина. Спиноза, таким образом, отвергает личного бога и

понимает его как универсальную причину мира. Такое понимание бога вызвало,

естественно, значительную реакцию. Гегель по этому поводу отмечает:

"Приведение в смятение всей эпохи тем, что было высказано понятие бога как

единой субстанции, было вызвано, однако, инстинктивным осознанием того, что

в этом понятии самосознание исчезло, вместо того чтобы быть сохраненным". В

этих идеях и содержится ядро пантеизма Спинозы, который имеет выразительную

математическую ориентацию.

Таким образом, Спиноза в своем учении о субстанции преодолел

противоречие дуализма Декарта. "Распространенность" и "мышление", которые у

Декарта представляют субстанции сами по себе, у Спинозы соединяются. Его

учение о субстанции (боге), развиваемое в первой части "Этики", содержит ряд

других важных моментов. Атрибуты субстанции не ограничены лишь "мышлением" и

"распространенностью". Как вытекает из 11-го утверждения, субстанция имеет

"бесконечное число атрибутов". Субстанция сама по себе бесконечна. Каждый из

ее атрибутов, как полагает Спиноза, "должен пониматься сам по себе".

Бесконечная и совершенная субстанция, естественно, исключает какое-либо

движение, какое-либо изменение. Также и ее атрибуты не подлежат изменениям.

Субстанция существует сама по себе с необходимостью и сама является своей

собственной причиной (causa sui).

Историческое значение философских мыслей Спинозы состоит прежде всего в

выразительной, хотя и механистической и метафизической, материалистической

ориентации его в учении об атрибутах. С этих позиций он преодолевает дуализм

Декарта. Значительную социальную роль в свое время сыграл и пантеизм Спинозы

с его атеистическими последствиями, которые как при его жизни, так и в более

поздние годы были предметом атак теологов и идеологов социальной реакции.

Его социально-политические воззрения способствовали развитию

естественноправовых и договорных концепций возникновения общества.

Тенденции, вытекающие из этих воззрений, почти через сто лет проявились в

теории общественного договора Руссо. В 80-е годы XVIII столетия философия

Спинозы, до тех пор мало кому известная, встретила восторженный прием в

Германии, где к ней были благосклонны такие выдающиеся личности, как

Лессинг, Гете, Гердер. Своим пантеизмом она помогла вывести философию из

прежних узких рамок и подготовила мировоззренческую почву для философии

Шеллинга и Гегеля. Подобным образом оценивали идейную отвагу Спинозы и

классики марксизма-ленинизма, подчеркивая его тенденцию к материализму и

элементы диалектики.

Hosted by uCoz