Если Ф. Бэкон знаменует начало формирования философского мышления
Нового времени, то Рене Декарт (1596-1650) представляет собой мыслителя уже
этого времени. Во Франции в период, когда складывалось философское мышление
Декарта, происходит усиление центральной власти. Кардиналу Ришелье удалось
постепенно ликвидировать все очаги сопротивления гугенотов и создать прочное
централизованное государство, которое еще страдало от внутренних потрясений,
но уже выступало как одно из важнейших на арене европейской политики.
Французская буржуазия в то время только возникала. Централизованное
государство с крепкой абсолютистской властью, с одной стороны, создавало
благоприятные условия для развития внутреннего рынка. Однако, с другой
стороны, абсолютизм заметно закреплял сословные деления и привилегии. Вместе
с этим во французской культурной и духовной жизни окрепла позиция
католицизма, под влиянием которого находились все центры образования в
стране. Однако он не мог ни во Франции, ни где-либо в Европе подавить
прогресс естественнонаучного познания, стимулировавшегося развитием
производительных сил. Именно достижения в развитии естественных наук сильно
повлияли на формирование воззрений Декарта.
Рене Декарт в восемь лет уходит на учебу в иезуитский колледж Ла-Флеш.
Здесь он получил основы образования. В ряде жизнеописаний Декарта
указывается, что сухое, педантичное обучение его не удовлетворяло.
Отрицательное отношение к схоластическому пониманию науки и философии
проявилось у него, однако, позже, когда он как военный побывал в
значительной части Европы. В 1621 г. он уходит с военной службы и
путешествует. Посетил Германию, Польшу, Швейцарию, Италию и некоторое время
жил во Франции.
Первую и исходную определенность всякой философии Декарт видит в
определенности сознания - мышления. "Требование, что должно исходить лишь из
мышления как такового, Декарт выражает словами: "De omnibus dubitan dum est"
(во всем должно сомневаться); это абсолютное начало. Таким образом, первым
условием философии он делает само отвержение всех определений" - так
характеризует исходный пункт философии Декарта Гегель.
Декартово сомнение и "отвержение всех определений" исходит, однако, не
из предпосылки о принципиальной невозможности существования этих
определений. Это не скепсис, с которым мы встречались, например, в античной
философии. Принцип Декарта, согласно которому во всем следует сомневаться,
выдвигает сомнение не как цель, но лишь как средство. Как пишет Гегель, этот
принцип "имеет скорее то значение, что мы должны отречься от всяких
предрассудков, то есть от всех предпосылок, которые бывают принимаемы
непосредственно как истинные, и должны начать с мышления и лишь отсюда
прийти к чему-то достоверному, чтобы обрести подлинное начало". Скепсис
Декарта, таким образом, по своей сути является скепсисом методологическим.
Он выступает как скепсис, который рушит всякие (мнимые) достоверности затем,
чтобы найти единственную (действительную) первичную достоверность.
"Первичная" достоверность может быть краеугольным камнем, положенным в
основание всей конструкции нашего познания. К этим выводам Декарт приходит
на основе исследований и собственного личного опыта (по этому поводу смотри
биографические пассажи в его "Рассуждении о методе" или в "Размышлениях о
первой философии").
Первичную достоверность Бэкон находит в чувственной очевидности, в
эмпирическом, смысловом познании. Для Декарта, однако, чувственная
очевидность как основа, принцип достоверности познания неприемлема. "Все,
что я до сих пор полагал наиболее истинным, я получил Либо от чувств, либо
при их посредстве. Но чувства я иногда уличал в обмане, и разумно будет не
всегда крепко верить тем, кто нас хотя бы раз обманул". Нельзя также
основывать достоверность познания на "авторитетах". Моментально возник бы
вопрос, откуда берется достоверность этих авторитетов. Декарт ставит вопрос
о постижении достоверности самой по себе, достоверности, которая должна быть
исходной предпосылкой и поэтому сама не может опираться на другие
предпосылки. Такую достоверность он находит в мыслящем Я - в сознании, в его
внутренней сознательной очевидности. "Если мы отбросим и провозгласим ложным
все, в чем можно каким-либо способом сомневаться, то легко предположить, что
нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, которые таким
образом мыслим. Ибо является противоестественным полагать, что то, что
мыслит, не существует. А поэтому факт, выраженный словами: "я мыслю, значит,
существую" (cogito ergo sum), является наипервейшим из всех и
наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует,
предстанут".
Факт, что Декарт находит первичную достоверность в "ego cogito"
(мыслящем Я) и что, исходя из этой достоверности, он выдвигает свою первую
философию, связан в определенном смысле с развитием естествознания или,
точнее сказать, с развитием математических конструкций естествознания.
Математика, в которой основой является идеальная конструкция (а не то, что
этой конструкции соответствует в реальной природе), считается наукой,
достигающей своих истин с высокой степенью достоверности. "Вероятно, мы не
будем судить превратно, если скажем, что физика, астрономия, медицина и все
остальные науки, зависящие от наблюдения сложных вещей, имеют сомнительную
цену, но что арифметика, геометрия и другие подобные науки, которые
рассуждают лишь о вещах наипростейших и наиболее общих и мало беспокоятся о
том, есть ли эти вещи в природе или нет, содержат нечто достоверное и
несомненное. Ведь и во сне и во бдении два плюс три дают всегда пять, а
прямоугольник имеет не больше четырех сторон. Кажется невозможным, чтобы
такие очевидные истины подозревались в неправильности". Декарт здесь
указывает, что достоверность арифметики, геометрии и им подобных наук
заключается в том, что по сравнению с другими науками они больше всего
зависят от мыслящего Я и менее всего от "внешней реальности". Принятие
Декартом мыслящего Я как первичной достоверности, достоверности с наивысшей
возможной очевидностью, направлено против схоластического спекулятивного
философствования. Как отмечает Гегель, у Декарта "философия лишается
религиозных предпосылок, ищет лишь доказательности, а не абсолютного
содержания".
Из понимания Декартом первичной достоверности, из его "ego cogito, ergo
sum" вытекает ряд существенных характеристик его понятия субстанции. Само
понятие субстанции Декарт характеризует так: "Каждая вещь, в которой нечто
непосредственно содержится как в субъекте или если при ее посредстве
существует нечто, что мы воспринимаем, то есть и некое свойство, качество,
или атрибут, а ее действительная идея есть в нас, которая называется
субстанцией". Здесь заметно различие в понятии субстанции по сравнению с
предшествующей философией.
Декартово мыслящее Я является, как мы видели, чем-то, что для своего
существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя, не нуждается "ни в
каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи". В этом смысле здесь
нет никакой иной характеристики (материальной, пространственной или
какой-либо иной), кроме мышления. Поэтому он определяет его "res cogitas" -
как мыслящую вещь, духовную субстанцию.
Напротив, "субстанция, которая является непосродственным субъектом
распространенности по месту и акциденцией, предполагающей распространенность
(форма, положение, движение на месте и т. д.) именуется телом". Так же как
substantia cogitas для своего существования не нуждается ни в какой из
материальных вещей, характеризуемых распространенностью, так же и
тело-substantia extensa- не требует для своего существования "субстанций
духовных". Они, таким образом, могут существовать независимо друг от друга .
Признавая независимость существования substantia cogitas и substantia
extensa, Декарт закладывает в новой философии основы дуализма \ Обычно
дуализм состоит в том, что признаются две по сути независимые друг от друга
субстанции -материальная и духовная. Дуализм, как правило, является попыткой
занять нейтральную позицию между материализмом и идеализмом. В эпоху
Декарта, когда официальной философией была та или иная форма идеализма, его
дуализм играет в определенной мере прогрессивную роль. \ . Он признает
как материальный принцип - не зависящее от сознания (духа) существование
материи, так и духовный принцип - не зависящее от материи и материального
мира cogito.
Источник движения в принципе он видит вне тел (материи). Тело
приводится в движение, и если оно движется, то приводится в состояние покоя
чем-то, что находится вне его. (В этом смысле Декарт в определенной мере
предвосхищает принцип инерции, сформулированный И. Ньютоном.) Механицизм,
проявившийся во взглядах Декарта, повлиял на многих последующих европейских
мыслителей, в частности на позднейший французский механистический
материализм конца XVII и XVIII столетия.
В области теории познания Декарт (в отличие от Ф. Бэкона) однозначно
отстаивает рационалистическую позицию. Уже говорилось, что, по Декарту,
исходной достоверностью всякого познания является мыслящее Я - сознание. Оно
овладевает вещами и явлениями окружающего мира при помощи своей собственной
(идейной) активности.
В "Рассуждении о методе" Декарт говорит, что его "умыслом не является
учить здесь методу, которому каждый должен следовать, чтобы правильно вести
свой разум, но лишь только показать, каким способом я стремился вести свой
разум".
Правила, которых он придерживается и которые на основе своего опыта
полагает важнейшими, он формулирует следующим образом:
- не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты ее не познал как
истинную с очевидностью; избегать всякой поспешности и заинтересованности;
не включать в свои суждения ничего, кроме того, что предстало как ясное и
видимое перед моим духом, чтобы не было никакой возможности сомневаться в
этом;
- разделить каждый из вопросов, которые следует изучить, на столько
частей, сколько необходимо, чтобы эти вопросы лучше разрешить;
- свои идеи располагать в надлежащей последовательности, начиная с
предметов наипростейших и наилегче познаваемых, продвигаться медленно, как
бы со ступени на ступень, к знанию наиболее сложных, предполагая порядок
даже среди тех, которые естественно не следуют друг за другом;
- совершать везде такие полные расчеты и такие полные обзоры, чтобы
быть уверенным в том, что ты ничего не обошел.
Первое из правил Декарта является концентрированным выражением его
методологического скептицизма. Оно имеет ярко выраженный гносеологический
характер. Требование: не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты
ее не познал как истинную с очевидностью,- опирается на условия
"достоверности" и "очевидности" познания, о которых уже говорилось выше.
Это правило также можно считать главной предпосылкой для использования
следующих правил. Если условия первого правила не удовлетворяются, остальные
правила не могут гарантировать разуму, что он придет к истинному познанию.
Следующее правило является выражением требования аналитичности. При
этом оно, как и остальные два, имеет в меньшей или большей степени
методический характер.
Третье правило относится к собственно выводам из мыслей. Условия,
которые оно содержит, становятся в ходе развития новой философии и науки
неотделимой и эффективной составной частью основных методологических
принципов.
Заключительное же правило подчеркивает необходимость определенной
систематизации как познанного, так и познаваемого.
Правила Декарта, как и все его "Рассуждения о методе", имели
исключительное значение для развития философии и науки Нового времени.
Условие "очевидности" и "интуитивной ясности" исходных утверждении научной
теории является одним из основных характеристик научного познания в нашу
эпоху.
Значение Декарта для развития современной науки и философии огромно.
Кроме того, что он утвердил "новые принципы философии", он способствовал
развитию ряда специальных научных дисциплин, в частности математики. Он
является творцом аналитической геометрии. Достойны внимания и его труды,
посвященные проблемам физики, в том числе оптики. Его идеи, относящиеся к
области естественных наук, серьезнейшим образом повлияли на развитие
французского, в частности механистическо-материалистического, философского и
естественнонаучного мышления.
Дуализм Декарта сделал возможным двойственное, взаимоисключающее
толкование его учения, которое в Западной Европе быстро распространилось и
нашло много приверженцев. В то же самое время его взгляды были враждебно
встречены церковью. В 1663 г. труды Декарта были внесены в Список
запрещенных церковью книг.