Если Вольтер был представителем высших слоев "третьего сословия", то
Жан Жак Руссо (1712- 1778) - представителем самых низших слоев.
Социальное неравенство становится предметом рассмотрения уже в первой
его значительной работе - "О влиянии наук на нравы". В ней он критикует
современную цивилизацию как цивилизацию неравенства и отстаивает тезис о
том, что развитие науки никоим образом не способствует совершенствованию
нравов. Это, однако, не значит, что он отвергал науку и культуру как
таковые. Во введении к работе он говорит: "Не совершаю нападение на науку,
но отстаиваю добродетель".
Вопрос социального неравенства является главной темой и другой его
работы - "Рассуждение о происхождении и причинах неравенства между людьми".
В этой связи следует напомнить философские предпосылки его подхода к этим
вопросам. Руссо приходит к убеждению, что неравенство между людьми не
существует изначально. "Какими могут быть путы зависимости между людьми без
имущества?" Этим вопросом он обосновывает точку зрения на то, что
неравенство тесно связано с имуществом, как сейчас говорится - с частной
собственностью.
Имущественное неравенство, расслоение на бедных и богатых, является, по
Руссо, первой ступенью общественного неравенства. Вторая ступень неравенства
связана с возникновением государства. Согласно Руссо, богатые и бедные
заключили договор, ведущий к образованию государственной власти, которая
должна быть гарантом справедливости и мира. Таким образом неравенство между
бедными и богатыми поднимается на следующую ступень и превращается в
неравенство между властвующими и подвластными. Третья ступень неравенства в
обществе появляется с превращением законной власти в деспотизм. Если раньше
народ был обманут государством и законами, то деспот обманывает законы и
народ. Эта ступень неравенства образует, однако, и новое понятие равенства -
по отношению к деспоту все люди в своем бесправии равны. Такое понимание ступеней неравенства позволяет Руссо морально и
юридически обосновать право народа на бунт против деспота.
Естественное состояние человеческого общества - это такое состояние,
когда человек является в сущности самодостаточным, когда он не зависит от
других людей ни как производитель, ни как потребитель. Такое общество
представляется Руссо идеалом, к которому прийти в перспективе нельзя, но к
которому можно вновь вернуться. В этом естественном состоянии все были
равны, никто не возвышался над другими, люди не знали, что такое имущество,
частная собственность. Основной чертой этого естественного состояния была
нравственная неиспорченность. Там, где нет собственности, не может быть и
несправедливости. Эта "идиллия" первобытного общества, однако, закончилась,
когда появилась собственность. "Тот человек, который заселил определенный
клочок земли, провозгласил: "Это мое!" - и нашел достаточно простодушных
людей, которые ему поверили, был действительным основателем гражданского
общества. Сколько преступлений, войн, убийств и ужасов не коснулось бы
человечества, если бы некто вырвал колья, засыпал рвы и обратился к своим
друзьям: "Опасайтесь слушать этого мошенника. Вы погибли, если забудете, что
плоды принадлежат всем, а земля никому". Но кажется, что отношения уже
достигли той ступени, что не могут оставаться в естественном состоянии".
Руссо считает, что прямым следствием возникновения частной
собственности являются противоречивость человеческих интересов, конкуренция
и жажда обогащения за счет других. Естественное состояние общества
сменилось, таким образом, "ужаснейшим состоянием вражды".
На идеи, содержащиеся в трактате "О происхождении и причинах
неравенства между людьми", Руссо ссылается и в наиболее значительной работе
- "Об общественном договоре". Общие социально-философские рамки его
рассуждении здесь выстроены по естественно-правовой теории Руссо. Он доводит
идеи Локка, Гоббса и других мыслителей до социально-политических следствий и
откровенно и четко формулирует свои собственные. "Сувереном", единственным
правителем общества, возникающего на основе "общественного договора", Руссо
считает "объединенный народ". Только такой суверен выгоден всем, он является
гарантом правильного и полезного развития всех членов общества. Верховная
власть "объединенного народа" не нуждается, согласно Руссо, ни в каких
гарантиях, так как "невозможно, чтобы тело желало вредить всем своим
членам".
Значение Руссо состоит в его социально-политическом радикализме. Именно
это провозглашали самые прогрессивные и радикальные течения Великой
французской революции. Для Робеспьера "Общественный договор" Руссо
становится библией. Воззрения Руссо стали официально признанной идеологией
якобинцев. Его радикализм импонировал всем прогрессивным мыслителям
последующих поколений. Философские и социальные воззрения Руссо значительно
повлияли на утопических социалистов XIX столетия (в частности, его суждения
о равенстве людей).
Французское Просвещение, подчеркивая момент активности человека,
обращало внимание на анализ социальной практики того времени и тем самым в
немалой степени способствовало познанию действительных закономерностей
развития общества.