К вершинам философской мысли Ренессанса бесспорно принадлежит
пантеистическая философия природы Джордано Бруно (1548-1600), в которой
наиболее полно выражен гуманистический стихийно-диалектический характер
философии и науки Ренессанса.
Творчество Бруно содержало в себе радикальные элементы средневековых
традиций вольномыслия как в их аверроистском, так и в неоплатоновском
варианте. Он развивает идеалы итальянского гуманизма в духе флорентийской
платоновской Академии. Из современников наибольшее влияние на Бруно оказали
астрономические открытия Коперника; философским источником его учения
являются идеи Н. Кузанского и Б. Телезио.
Пантеизм философии Бруно - самый радикальный и последовательный из всех
систем итальянской философии природы. Бруно вступил в непримиримый конфликт
с тогдашним христианским, католическим и протестантским миром, со
схоластической философией и университетской наукой. Он столкнулся с
церковью, когда высказал сомнение по поводу некоторых католических догматов
(например, о непорочном зачатии и т. д.). Преследуемый инквизицией, он
покидает Италию. Побывал он в разных европейских государствах - во Франции,
Англии, Германии (он был и в Праге, где опубликовал "Сто шестьдесят статей
против математиков и философов" ("Articuli centum et sexaginta contra
mathematicos et philosophos")). Постоянно преследуемый, он не находил нигде
прочной опоры ни для педагогической деятельности, ни для издания своих
трудов. В конце концов он возвращается в Италию и лишь некоторое время живет
спокойно.
В Венеции он был арестован инквизицией, заточен, перевезен в Рим и там
17 февраля 1600 г. сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на
него словами: "Вы, вероятно, с большим страхом выносите этот приговор, чем я
его слушаю".
К главным трактатам Бруно относятся философские диалоги "О причине,
принципе и едином", "О бесконечности, вселенной и мирах", в которых ставятся
проблемы бесконечности мира, его динамического единства и вечности.
Праосновой выступает Единое, материя, которая является неразвернутой
причиной всего существующего, субстанциональной возможностью всего
развернутого, конкретного. В Едином заключается внутренняя способность,
материи быть всеобщей формой вселенной, формой всех форм: "Оно наконец
созревает в единую подлинную и универсальную субстанцию, которая является
одной и той же во всем (которая называется сущее), праосновой всех различных
видов и форм... Оно само является Единым, бесконечным, неподвижным,
субстратом, материей, жизнью, душой, тем, что суть истинное и доброе". Эту
способность, удерживающую мир в единстве и в то же время в разнообразии,
Бруно называет "душой мира", которая не только существует внутри материи, но
и господствует над ней. Эта мировая душа представляет всеобщий разум,
является внутренним действием материи, формирует ее изнутри.
"...Универсальной действующей причиной в природе является универсальный
разум - первая и главная сила мировой души; мировая душа - его универсальная
форма". "Это и есть то нечто, что не меняется, что все наполняет, что
освещает весь универсум и побуждает природу, чтобы она соответствующим
способом образовывала свои виды". В стремлении опровергнуть воззрения
перипатетиков о внешнем, чуждом вмешательстве в природу, материю, стремясь
преодолеть ложность схоластического дуализма и креационизма, он приходит к
идее о всеобщей одушевленности материи \ "Говорю, что если жизнь
находится во всем, то-душа является формой всех вещей. Всем владеет, во всем
управляет, что есть сложено, решает о сложении и содружности частей. И
поэтому форма существует, столько, сколько существует и материя" (I bid. S.
172). \ . Его философия природы имеет характер панпсихического
материализма.
С этих позиций он выступает против схоластического подхода,
утверждающего, что материя - это лишь некая "чистая" возможность, и против
аристотелевского понимания материи как пассивной и выдвигает учение о
материи как активном, творческом принципе.
Материя не может существовать без формы, и, наоборот, форма является
внутренней стороной материи, она не может быть чем-то привнесенным извне,
приданным.
Материя существует не только как причина разнообразных изменений
реальности, не только в качестве возможности (в смысле неразвернутой
праматерии, субстанции), но она выступает как Единое и в бытии, и в
реальности вещей, природы, вселенной. В Едином совпадают одно и многое,
минимум и максимум; в единичном содержится полнота, универсальность бытия,
но не "вполне, тотально", потому что "каждая вещь является единой, но не
единым способом". В этих подходах развивается мысль о совпадении
противоположностей, направленная против дуализма средневековой схоластики.
Бруно говорит о противоречивом единстве устойчивости, неподвижности,
бесконечности Единого и неустойчивости, многосторонности этого Единого,
проявляющегося во множественности и развернутости. Мир является Единым,
которое состоит из множества самостоятельных единиц. Космос есть структура,
состоящая из дискретных частей, атомов, существующих в непрерывной
бесконечности. "Атомизм" Бруно заключается в его учении о минимуме и
максимуме. Физическим минимумом является атом, математическим минимумом -
точка, минимумом метафизическим - монада. Образование монад неповторимо, но
каждая монада как минимум отражает в себе также и весь универсум. В своей
методологии Бруно пантеистически отождествляет движение и материю, природу и
мировую душу (бога) (см. "О монадах, числе и форме", 1591).
Его пантеизм заметно склоняется к материализму. Движение как внутренний
принцип природы является не случайным, но необходимым. "...Целое, если оно
бесконечное и неподвижное, не нуждается в том, чтобы для него искали
источник движения". "Неподвижность" целого Бруно понимает как абсолютность
движения, как бесконечное существование движения и изменений, поэтому не
следует искать некий внешний источник движения (бога как первого двигателя,
создателя, творца).
Тезис о бесконечности вселенной имеет основополагающее значение для
космологии Бруно. Космос - одновременно пустая и одновременно наполненная
бесконечность \ "Говорим о. них (т. е. о косми.ческих телах.- Авт.), что
они сложены из наполненности и пустоты, ибо дух, воздух, некий эфир не суть
только вокруг этих тел, на кроме прочего он проникает через них и находится
тем самым внутри всех вещей,. Используем же мы выражение "пустота" по тому
самому поводу, па которому мы отвечаем на вопрос, где есть тот бесконечный
эфир и миры" (Ibid. S. 262- 263.). \ . Вне космоса нет ничего иного, он
является всем бытием, вечным, несотворенным богом. Бесконечность мира не
является божественным атрибутом, как это доказывает теология. Бруно
отвергает также представление о том, что мир находится на некотором
особенном месте, окруженном пустым пространством, или богом.
Бруно создает новую космологию, которая восходит к гениальным открытиям
Коперника, и делает из гелиоцентрического понимания мира радикальные
философские выводы. Бесконечность вселенной нельзя понять с точки зрения
обыденного человеческого сознания, которое формируется на основе опыта в
отношении конечных вещей. Бесконечность нельзя понять лишь с помощью
представлении о том, что меньше и что больше. Здесь необходим философский
разум. Мир однороден во всех своих частях, ни одно тело не имеет
привилегированного положения, не существует никакого размещенного в центре
внешнего источника движения (первого двигателя). Следствием концепции
физического единства вселенной у Бруно является гипотеза, выражающая
возможность существования жизни и на других планетах.
Теория познания Бруно исходит из идеи, что в человеческой душе
проявляется единая вселенская мировая душа, которая неотделима от
одушевленной материи. Человеческая душа отличается от душ животных своей
особой "конфигурацией" - строением, зависящим от физической структуры
телесных органов. Бруно развивает также идею классиков древности о значении
руки и труда для развития разума. Цель разума - проникновение в глубину
явлений, познание закономерностей природы, т. е. ее "божественности".
Познание начинается с восприятия и идет к представлениям, рассудку и разуму.
Чувственное познание само по себе недостаточно. Познание является
бесконечным процессом, потому что и предмет его бесконечен.
Истины можно достичь лишь философскими средствами, но ни в коем случае
теологическими. В отличие от догматического авторитаризма Бруно делает упор
на том, что основой твердого и истинного знания должно быть сомнение, однако
не в его абсолютизированном значении, не в виде скепсиса. Как и другие
мыслители Ренессанса, он говорит о практическом значении познания, о
"магии", т. е. о таком активном воздействии, которое состоит в раскрытии
"тайн" природы.
Этика Бруно призывает к борьбе за благородные цели, за добро, которое
неограниченно реализуется во вселенной (Единое и есть добро). Однако борьба
за возвышенные цели требует жертв. Человек в этом устремлении должен
преодолевать страх личной гибели, уничтожения. Истинным мерилом
нравственности является деятельность, земные цели человека. Он отвергает
пассивный аскетизм религиозной веры, выступает и против пассивного
гедонизма. Человеческая деятельность должна быть возвышенной, устремленной к
бесконечности, частью которой является он сам. Человек должен познавать
вселенную и в соответствии с этим реализовать самого себя.
Атеистическая философия Бруно обусловлена историческими
обстоятельствами, эпохой. Его атеизм ограничен пантеизмом, содержащим,
однако, сильные материалистические тенденции. Атака Бруно на тогдашнюю
церковь и ее учение, на основания веры (например, отрицание загробной жизни
и т. д.) была проявлением воинствующего духа философа и ученого. В вопросах
религии он выступил, можно сказать, более остро и бескомпромиссно, чем,
например, позже это сделали Ф. Бэкон и Р. Декарт. Он отверг догматическое
авторитарное вмешательство религии в вопросы философии и науки, в проблемы
общественных отношений и нравственности. Однако он допускал, что религия
может иметь исключительное влияние на примитивные народы. В будущем место
религии откровения должна занять "религия разума". Ее исходные моменты он,
собственно, и обозначил в своей философской системе.
Пантеистическая философия природы Бруно завершает развитие
ренессансного мышления. Последующее развитие философии связано с эрой, в
которой естествознание развивается на экспериментальных и математических
основах, что обусловливает новые способы философского отражения мира, новый
подход к вопросам методологии наук.