ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА
ЭПОХА, КУЛЬТУРА, ФИЛОСОФИЯ
Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного
развития накануне ранних буржуазных революций, имеющий самобытную ценность.
Его элементы начинают проявляться на поздней фазе феодализма и обусловлены
начинающимся разложением феодальной системы. Весь процесс длится вплоть до
ранних буржуазных революций.
Ф. Энгельс подчеркивал, что "Ренессанс в своей европейской форме"
основывается "на всеобщем разложении феодализма и наступлении городов",
оценивал его как "величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до
того времени человечеством...".
В развитых странах Европы уже на переломе XII и XIII вв. в связи с
развитием ремесел и торговли, с расцветом городов происходит рост
производительности труда. Город представлял силу, благодаря которой
феодализм пришел к вершинам своей экономической зрелости, но вместе с тем в
росте городов проявлялись черты, которые переходили за рамки феодального
строя. С прогрессирующим экономическим развитием городов связан процесс
быстрого накопления торгового и ростовщического капитала, а впоследствии
возникают зародыши (локальные, ограниченные, неустойчивые) капиталистических
производственных отношений. Мануфактуры были, однако, сначала скорее
исключением, чем правилом. В сущности Ренессанс является периодом
преодоления предшествующей длительной стагнации производительных сил.
ГУМАНИЗМ В ИТАЛИИ
Духовное и культурное преобразование Западной Европы, проходящее в
различных условиях, имеет свои характерные черты и периоды. В первом, раннем
периоде, т. е. в XIV-XV вв., новая культура имеет прежде всего
"гуманистический" характер и сосредоточивается главным образом в Италии; в
XVI и в значительной мере в XVII в. она имеет главным образом
естественнонаучную направленность. Гуманизм Ренессанса в этот период
переходит в другие европейские страны.
Гуманизм (лат. humanus - человеческий) в общем смысле слова означает
стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни.
Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о
своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего
бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные
предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные
социальные, классовые интересы.
В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение,
которое сформировалось в период Ренессанса и содержанием которого является
изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и
культуры. Значение гуманистов надо рассматривать не только в связи с
развитием философского мышления, но и с исследовательской работой по
изучению старых текстов \ Итальянские гуманисты собирали произведения
древних авторов при помощи греков, которые в это время оседали в Италии.
Петрарка, например, встречался с греческим ученым-монахом Ваарламом,
византийский ученый-гуманист Хризолорас привез в Италию ряд греческих
литературных памятников. Возрастающий интерес к изучению древней литературы
поддерживали и городские патрицианские роды. В некоторых городах возникали
культурные центры, в которых были сосредоточены античные тексты и памятники.
\ . Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный,
филологический. В историографии значение античного наследия иногда
односторонне абсолютизируется. Делается вывод, что понятие "гуманизм"
относится лишь к культурному и образовательному воздействию греческой и
римской культуры. Однако в таком понимании гуманизм относится только к
духовной сфере \ Примером одностороннего культурно-духовного понимания
гуманизма является идея так называемого, христианского Запада, которая
сегодня в модифицированной форме вновь появляется в концепциях католического
клерикализма. Согласно этой идее, западноевропейский (или европейский)
гуманизм покоится на двух столпах: на гуманистическом наследии античного
мира и на христианстве, которое является якобы историческим ферментом
сохранения и развития традиционных духовных гуманистических ценностей и для
современности. \ , выхолащивается его практический, динамический,
воинствующий момент. Этот момент нельзя выпускать из поля зрения, он всегда
в наличии, хотя и по-разному проявляется в конкретных условиях. Относится
это и к итальянскому гуманизму, который был выражением конкретного
общественного движения представлял в этом смысле огромный исторический
прогресс, несмотря на свою историческую обусловленность и ограниченность.
НАЧАЛО ИТАЛЬЯНСКОГО ГУМАНИЗМА
Данте Алигьери (1265-1321). Ф. Энгельс характеризовал его как
колоссальную фигуру, как послед него поэта средневековья и вместе с тем
первого поэта Нового времени [3].
Свое гуманистическое мировоззрение Данте изложил прежде всего в
бессмертной "Комедии" \ Боккаччо переименовал ее в "Божественную
комедию". \ , затем в трактатах "Пир" и "Монархия". Его литературное и
идейное творчество составляют единство. Элементы нового, нарождающегося
мировоззрения Ренессанса содержатся в его поэтическом творчестве.
Христианскую догматику Данте принимает как неизменную истину, однако дает
новое изложение отношения божественного и человеческого. Он не
противопоставляет эти начала, но видит их во взаимном единстве. Бога нельзя
противопоставлять творческим силам человека. Человек детерминирован двояким
способом: с одной стороны, богом, с другой - природой. К блаженству, таким
образом, ведут два пути: философское поучение, т. е. человеческий разум, и
"духовное поучение", исходящее от святого духа. Подчеркивание божественного
в человеке выступает как отклонение от средневековых традиций, за это Данте
был подвергнут критике и осуждался томистами.
Один из представителей итальянской гуманистической мысли- Марсилий из
Падуи (1278-1348) - сформулировал в своем политическом учении (трактат
"Защитник мира") республиканские идеи, предугадав события буржуазных
революций XVII-XVIII столетий.
Он пришел к выводу, что ни церковь, ни государство не имеют
божественной природы, но являются различными формами человеческой власти и
общественной организации людей. Как и Данте, он исходил из двух основных
предпосылок человеческого счастья: мира и власти монарха. Главенство
принадлежит народу, граждане имеют законодательную власть, свою волю они
выражают на собраниях голосованием. Идея о том, что народ является
источником всякой власти, отличает его концепцию от схоластической
средневековой и приближается к более поздним концепциям об общественном
договоре.
Марсилий черпает из трудов Аристотеля, но совершенно иным образом, чем
средневековые схоласты. Аристотель является для него единственным источником
рационального познания. Библию он использует лишь в качестве иллюстрации.
Хотя Марсилий был убежденным католиком, идеологом францисканского ордена,
его учение о естественной природе власти государства объективно помогало
разрушить схоластико-феодальную иерархию ценностей.
Франческо Петрарка (1304-1374) считается "первым гуманистом", его
называют "отцом гуманизма". Великий пропагандист античной культуры собирал
подлинные латинские тексты. Его собрание классических латинских текстов было
в свое время уникальным.
К античной культуре и образованию он подходил исторически, не
усматривал в них лишь прошедший золотой век и потерянный рай, но старался
наследие античности наиболее точно и понятно донести до современников.
Греции он предпочитал Рим и не сомневался, что Рим является классическим
образцом цивилизации вообще. Интересовался он и средневековыми традициями, и
Августином \ Петрарка - один из творцов новой европейской лирики, автор
знаменитых сонетов к Лауре, патриотических стихов и стихов гневных,
обращенных против папской курии. В его поэзии отчетливо звучат
гуманистические идеи Нового времени. Петрарка вместе с Данте и Боккаччо
является основателем итальянской (италоязычной) литературы. \ .
Данте еще принимал "вечность" в понимании схоластов, Петрарка же ее
полностью отвергает. Его полемический трактат "О собственном незнании и
незнании, других" направлен против аверроизма, а учение о двойственной
истине существенно отличается от антиаверроистской полемики Фомы Аквинского,
которого он, впрочем, вообще в своем трактате не упоминает. Он отвергал
культ авторитета, однако при этом не отвергал Аристотеля, но высмеивал
"глупых аристотеликов", их схоластический, надуманный способ ведения споров.
Утверждал, что университеты позднего средневековья приходят в упадок, их
преподаватели лишены набожности, вредят доброму имени теологии, которое она
снискала в эпоху "отцов церкви". Подчеркиванием собственного незнания он
выражает идею независимости своего мышления от схоластической
университетской учености.
Христианство он принимает, но лишь в его несхоластической
интерпретации. Он склоняется также к идее активной самореализации человека,
его антропоцентризм выступает как противовес средневековому теоцентризму.
Интересовали Петрарку прежде всего внутренние, этические проблемы человека,
что является признаком индивидуализма эпохи Ренессанса. В философском
диалоге "Моя тайна" он вскрывает глубочайшие внутренние конфликты человека и
способы их преодоления. Творчество Петрарки отличается земным характером,
полным пониманием радостей и страстей человека \ Петрарка повлиял и на
развитие гуманизма в Чехии; в 1356 г. он посетил Прагу, известна его
переписка с Карлом IV, Арноштом из Пардубиц, Яном из Стржеды, относящаяся к
1351-1368 гг. \ .
Среди тех, кто способствовал созданию новых, гуманистических традиций в
итальянской культуре, был друг Петрарки, флорентиец Джованни Боккаччо (1313-
1375), который в своем "Декамероне" высмеивал глупое и лживое духовенство,
восхвалял разум, энергию, полнокровие нового городского класса. В его
творчестве отразились типичные черты Ренессанса: земной характер, телесная
чувственность, практический утилитаризм, который он выражает живым, лишенным
аллегорий языком.
К выдающимся гуманистам XV в. принадлежит и Лоренцо Валла (1407-1457),
замечательный филолог, один из основателей метода сравнительного анализа,
который он применял не только к трактатам Тита Ливия, но и к Новому завету.
Он отвергал схоластическую логику, выдвигая против нее риторизм Цицерона как
способ, помогающий человеку по-новому мыслить и дискутировать. Большую
огласку получило и его раскрытие неподлинности так называемого Дара
Константина - документа, который был известен как юридическая основа
светской власти папства. Валла опровергает его подлинность, приводя как
исторические, юридические, так и филологические аргументы. В этике Валла
близок к эпикуреизму и предпочитает его стоицизму. Он подчеркивает
естественность человека, полагает, что добродетельным является все, что
относится к жизненно важному инстинкту самосохранения, поэтому никакое
наслаждение не является безнравственным. Этика Баллы является
индивидуалистической. Большое значение имеет и то, что обновление и
оживление эпикуреизма возвращают в философское сознание эпохи забытый
античный атомизм.