ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА

ЭПОХА, КУЛЬТУРА, ФИЛОСОФИЯ

Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного

развития накануне ранних буржуазных революций, имеющий самобытную ценность.

Его элементы начинают проявляться на поздней фазе феодализма и обусловлены

начинающимся разложением феодальной системы. Весь процесс длится вплоть до

ранних буржуазных революций.

Ф. Энгельс подчеркивал, что "Ренессанс в своей европейской форме"

основывается "на всеобщем разложении феодализма и наступлении городов",

оценивал его как "величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до

того времени человечеством...".

В развитых странах Европы уже на переломе XII и XIII вв. в связи с

развитием ремесел и торговли, с расцветом городов происходит рост

производительности труда. Город представлял силу, благодаря которой

феодализм пришел к вершинам своей экономической зрелости, но вместе с тем в

росте городов проявлялись черты, которые переходили за рамки феодального

строя. С прогрессирующим экономическим развитием городов связан процесс

быстрого накопления торгового и ростовщического капитала, а впоследствии

возникают зародыши (локальные, ограниченные, неустойчивые) капиталистических

производственных отношений. Мануфактуры были, однако, сначала скорее

исключением, чем правилом. В сущности Ренессанс является периодом

преодоления предшествующей длительной стагнации производительных сил.

ГУМАНИЗМ В ИТАЛИИ

Духовное и культурное преобразование Западной Европы, проходящее в

различных условиях, имеет свои характерные черты и периоды. В первом, раннем

периоде, т. е. в XIV-XV вв., новая культура имеет прежде всего

"гуманистический" характер и сосредоточивается главным образом в Италии; в

XVI и в значительной мере в XVII в. она имеет главным образом

естественнонаучную направленность. Гуманизм Ренессанса в этот период

переходит в другие европейские страны.

Гуманизм (лат. humanus - человеческий) в общем смысле слова означает

стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни.

Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о

своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего

бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные

предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные

социальные, классовые интересы.

В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение,

которое сформировалось в период Ренессанса и содержанием которого является

изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и

культуры. Значение гуманистов надо рассматривать не только в связи с

развитием философского мышления, но и с исследовательской работой по

изучению старых текстов \ Итальянские гуманисты собирали произведения

древних авторов при помощи греков, которые в это время оседали в Италии.

Петрарка, например, встречался с греческим ученым-монахом Ваарламом,

византийский ученый-гуманист Хризолорас привез в Италию ряд греческих

литературных памятников. Возрастающий интерес к изучению древней литературы

поддерживали и городские патрицианские роды. В некоторых городах возникали

культурные центры, в которых были сосредоточены античные тексты и памятники.

\ . Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный,

филологический. В историографии значение античного наследия иногда

односторонне абсолютизируется. Делается вывод, что понятие "гуманизм"

относится лишь к культурному и образовательному воздействию греческой и

римской культуры. Однако в таком понимании гуманизм относится только к

духовной сфере \ Примером одностороннего культурно-духовного понимания

гуманизма является идея так называемого, христианского Запада, которая

сегодня в модифицированной форме вновь появляется в концепциях католического

клерикализма. Согласно этой идее, западноевропейский (или европейский)

гуманизм покоится на двух столпах: на гуманистическом наследии античного

мира и на христианстве, которое является якобы историческим ферментом

сохранения и развития традиционных духовных гуманистических ценностей и для

современности. \ , выхолащивается его практический, динамический,

воинствующий момент. Этот момент нельзя выпускать из поля зрения, он всегда

в наличии, хотя и по-разному проявляется в конкретных условиях. Относится

это и к итальянскому гуманизму, который был выражением конкретного

общественного движения представлял в этом смысле огромный исторический

прогресс, несмотря на свою историческую обусловленность и ограниченность.

НАЧАЛО ИТАЛЬЯНСКОГО ГУМАНИЗМА

Данте Алигьери (1265-1321). Ф. Энгельс характеризовал его как

колоссальную фигуру, как послед него поэта средневековья и вместе с тем

первого поэта Нового времени [3].

Свое гуманистическое мировоззрение Данте изложил прежде всего в

бессмертной "Комедии" \ Боккаччо переименовал ее в "Божественную

комедию". \ , затем в трактатах "Пир" и "Монархия". Его литературное и

идейное творчество составляют единство. Элементы нового, нарождающегося

мировоззрения Ренессанса содержатся в его поэтическом творчестве.

Христианскую догматику Данте принимает как неизменную истину, однако дает

новое изложение отношения божественного и человеческого. Он не

противопоставляет эти начала, но видит их во взаимном единстве. Бога нельзя

противопоставлять творческим силам человека. Человек детерминирован двояким

способом: с одной стороны, богом, с другой - природой. К блаженству, таким

образом, ведут два пути: философское поучение, т. е. человеческий разум, и

"духовное поучение", исходящее от святого духа. Подчеркивание божественного

в человеке выступает как отклонение от средневековых традиций, за это Данте

был подвергнут критике и осуждался томистами.

Один из представителей итальянской гуманистической мысли- Марсилий из

Падуи (1278-1348) - сформулировал в своем политическом учении (трактат

"Защитник мира") республиканские идеи, предугадав события буржуазных

революций XVII-XVIII столетий.

Он пришел к выводу, что ни церковь, ни государство не имеют

божественной природы, но являются различными формами человеческой власти и

общественной организации людей. Как и Данте, он исходил из двух основных

предпосылок человеческого счастья: мира и власти монарха. Главенство

принадлежит народу, граждане имеют законодательную власть, свою волю они

выражают на собраниях голосованием. Идея о том, что народ является

источником всякой власти, отличает его концепцию от схоластической

средневековой и приближается к более поздним концепциям об общественном

договоре.

Марсилий черпает из трудов Аристотеля, но совершенно иным образом, чем

средневековые схоласты. Аристотель является для него единственным источником

рационального познания. Библию он использует лишь в качестве иллюстрации.

Хотя Марсилий был убежденным католиком, идеологом францисканского ордена,

его учение о естественной природе власти государства объективно помогало

разрушить схоластико-феодальную иерархию ценностей.

Франческо Петрарка (1304-1374) считается "первым гуманистом", его

называют "отцом гуманизма". Великий пропагандист античной культуры собирал

подлинные латинские тексты. Его собрание классических латинских текстов было

в свое время уникальным.

К античной культуре и образованию он подходил исторически, не

усматривал в них лишь прошедший золотой век и потерянный рай, но старался

наследие античности наиболее точно и понятно донести до современников.

Греции он предпочитал Рим и не сомневался, что Рим является классическим

образцом цивилизации вообще. Интересовался он и средневековыми традициями, и

Августином \ Петрарка - один из творцов новой европейской лирики, автор

знаменитых сонетов к Лауре, патриотических стихов и стихов гневных,

обращенных против папской курии. В его поэзии отчетливо звучат

гуманистические идеи Нового времени. Петрарка вместе с Данте и Боккаччо

является основателем итальянской (италоязычной) литературы. \ .

Данте еще принимал "вечность" в понимании схоластов, Петрарка же ее

полностью отвергает. Его полемический трактат "О собственном незнании и

незнании, других" направлен против аверроизма, а учение о двойственной

истине существенно отличается от антиаверроистской полемики Фомы Аквинского,

которого он, впрочем, вообще в своем трактате не упоминает. Он отвергал

культ авторитета, однако при этом не отвергал Аристотеля, но высмеивал

"глупых аристотеликов", их схоластический, надуманный способ ведения споров.

Утверждал, что университеты позднего средневековья приходят в упадок, их

преподаватели лишены набожности, вредят доброму имени теологии, которое она

снискала в эпоху "отцов церкви". Подчеркиванием собственного незнания он

выражает идею независимости своего мышления от схоластической

университетской учености.

Христианство он принимает, но лишь в его несхоластической

интерпретации. Он склоняется также к идее активной самореализации человека,

его антропоцентризм выступает как противовес средневековому теоцентризму.

Интересовали Петрарку прежде всего внутренние, этические проблемы человека,

что является признаком индивидуализма эпохи Ренессанса. В философском

диалоге "Моя тайна" он вскрывает глубочайшие внутренние конфликты человека и

способы их преодоления. Творчество Петрарки отличается земным характером,

полным пониманием радостей и страстей человека \ Петрарка повлиял и на

развитие гуманизма в Чехии; в 1356 г. он посетил Прагу, известна его

переписка с Карлом IV, Арноштом из Пардубиц, Яном из Стржеды, относящаяся к

1351-1368 гг. \ .

Среди тех, кто способствовал созданию новых, гуманистических традиций в

итальянской культуре, был друг Петрарки, флорентиец Джованни Боккаччо (1313-

1375), который в своем "Декамероне" высмеивал глупое и лживое духовенство,

восхвалял разум, энергию, полнокровие нового городского класса. В его

творчестве отразились типичные черты Ренессанса: земной характер, телесная

чувственность, практический утилитаризм, который он выражает живым, лишенным

аллегорий языком.

К выдающимся гуманистам XV в. принадлежит и Лоренцо Валла (1407-1457),

замечательный филолог, один из основателей метода сравнительного анализа,

который он применял не только к трактатам Тита Ливия, но и к Новому завету.

Он отвергал схоластическую логику, выдвигая против нее риторизм Цицерона как

способ, помогающий человеку по-новому мыслить и дискутировать. Большую

огласку получило и его раскрытие неподлинности так называемого Дара

Константина - документа, который был известен как юридическая основа

светской власти папства. Валла опровергает его подлинность, приводя как

исторические, юридические, так и филологические аргументы. В этике Валла

близок к эпикуреизму и предпочитает его стоицизму. Он подчеркивает

естественность человека, полагает, что добродетельным является все, что

относится к жизненно важному инстинкту самосохранения, поэтому никакое

наслаждение не является безнравственным. Этика Баллы является

индивидуалистической. Большое значение имеет и то, что обновление и

оживление эпикуреизма возвращают в философское сознание эпохи забытый

античный атомизм.

Hosted by uCoz