С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря существенно
усиливается влияние Рима, который из городской республики становится сильной
державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой частью древнего мира. Под
его экономическое и политическое влияние попадают и города континентальной
Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой культуры,
составной частью которой была философия. Римская культура и образование
развивались в совершенно других условиях, чем те, которые были несколько
столетий до этого в Греции. Римские походы, устремленные во все стороны
известного тогда мира (с одной стороны, в области зрелых цивилизаций
древнего мира, а с другой - на территорию "варварских" племен), образуют
широкие рамки для формирования римского мышления. Успешно развивались
естественные и технические науки, небывалого размаха достигают политические
и юридические.
Для римской культуры характерно стремление обогатиться лучшим из того,
с чем сталкивается Рим, стремящийся к мировому господству. Логичным поэтому
является то, что и римская философия формируется под решающим влиянием
греческого, в частности эллинистического, философского мышление Определенным
импульсом для расширения греческой философии в Риме было посещение его
афинскими послами, среди которых были наиболее выдающиеся представители
существовавших в то время греческие философских школ (середина II в. до н.
э.).
Приблизительно с этого времени в Риме развиваются три философских
направления, которые сформировались уже в эллинистической Греции,- стоицизм,
эпикуреизм и скептицизм.
Стоицизм. Наибольшее распространение как в республиканском, так и позже
в императорском Риме получил стоицизм. Иногда его считают единственным
философским направлением, которое в римский период приобрело новое звучание.
Наиболее видным представителем римского стоицизма (новой стои) были
Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.
Сенека (ок. 4 г. до н. э.-65 г. н. э.) происходил из сословия
"всадников" \ Сословие "всадников" было вторым привилегированным
сословием после сословия сенаторов. \ , получил всестороннее
естественнонаучное, юридическое и философское образование, сравнительно
длительный период успешно занимался адвокатской практикой. Позже становится
воспитателем будущего императора Нерона, после восшествия которого на трон
он получает наивысшее общественное положение и почести. Во второй год власти
Нерона он посвящает ему трактат "О милосердии", в котором призывает Нерона
как правителя сохранять умеренность и придерживаться республиканского духа.
По мере роста престижа и богатства Сенека входит в конфликт со своим
окружением. После пожара в 64 г. н. э. ненависть к Сенеке в Риме растет. Он
покидает город и живет в своем близлежащем имении. Обвиненный в подготовке
заговора, он был вынужден покончить самоубийством.
В воззрениях на природу (так же как и в остальных частях своего
творчества) Сенека, однако, в принципе придерживается учения старой стой.
Это проявляется, например, в материалистически ориентированном дуализме
материи и формы. Разум считается активным принципом, который сообщает
материи форму. При этом однозначно признается первичность материи. Душу
(пневму) он также понимает в духе старого стоицизма, как весьма тонкую
материю, смесь элементов огня и воздуха.
В гносеологии Сенека, как и другие представители стоицизма, является
сторонником античного сенсуализма. Он подчеркивает, что разум имеет свое
начало в чувствах. При решении вопроса об активности души он, однако,
принимает некоторые элементы платоновской философии, что проявляется прежде
всего в признании бессмертия души и характеристике телесности как "оков"
души.
Смысл жизни Сенека видит в достижении абсолютного душевного
спокойствия. Одной из основных предпосылок этого является преодоление страха
перед смертью. Этой проблематике он отводит весьма много места в своих
трудах. В этике он продолжает линию старой стои, подчеркивая понятие
человека как индивида, стремящегося к совершенствованию в добродетелях.
Жизнь, в которой человек все или подавляющую часть своих усилий
посвящает собственному совершенствованию, жизнь, в которой он избегает
участия в общественных делах и политической деятельности, является, согласно
Сенеке, наиболее достойной. "Лучше искать укрытия в тихой пристани, чем быть
добровольно бросаемым туда-сюда всю жизнь. Подумай, скольким ударам волн ты
уже подвергался, сколько бурь пронеслось в твоей частной жизни, сколько их
ты бессознательно вызвал на себя в публичной жизни! Не имею в виду, чтобы ты
топил свои дни во сне и в наслаждениях. Это я не называю полноценной жизнью.
Стремись найти задачи более важные, чем те, которыми ты до сих пор
занимался, и верь, что важнее знать счет собственной жизни, чем общего
блага, о котором ты пекся до сих пор! Если будешь так жить, ждет тебя
общение с мудрыми мужами, прекрасное искусство, любовь и свершение блага;
осознание того, как хорошо жить и однажды хорошо умереть". Его
этические воззрения пропитаны индивидуализмом, который является реакцией на
бурную политическую жизнь в Риме.
К римским стоикам относится и император Марк Аврелий Антонин (121-180),
во время правления которого кризисные явления становятся еще более
интенсивными. Высшие общественные классы отказываются что-либо изменить,
чтобы сохранить существующий общественный строй. В стоической этике они
видят определенное средство морального возрождения общества. Император в
размышлениях "К самому себе" провозглашает, что "единственное, что находится
во власти человека,- это его мысли". "Загляни в свое нутро! Там, внутри,
источник добра, который способен бить не иссякая, если до него постоянно
докапываться". Мир он понимает как вечно текущий и изменчивый. Основной
целью человеческих стремлений должно быть достижение добродетели, т е.
подчинение "разумным законам природы в согласии с человеческим естеством".
Марк Аврелий рекомендует: "Спокойную мысль при всем, что приходит извне, и
справедливость при всем, что реализуется по твоему собственному усмотрению,
то есть твое желание и действие, пусть заключаются в действиях общеполезных,
ибо это суть в согласии с твоим естеством".
Марк Аврелий - последний представитель античного стоицизма, и по сути
на этом стоицизм заканчивается В его творчестве проявляются определенные
следы мистицизма, который тесно связан с упадком римского общества
Стоическое учение, в частности подчеркивание необходимости "подчинить себя"
(мировому разуму - логосу - богу), во многом повлияло на формирование
раннего христианства.
Эпикуреизм Единственной материалистической (для своего времени
отчетливо материалистической) философией в античном Риме был эпикуреизм,
который значительно распространился в последние годы Римской республики и в
начале императорского правления. Наиболее выдающимся его представителем был
Тит Лукреций Кар (ок. 95-55 до н.э.), написавший философскую поэму "О
природе", которая является также и ценным художественным произведением
тогдашней литературы.
Лукреций полностью отождествляет свои взгляды с учением Демокрита и
Эпикура; последнего он считал наилучшим греческим философом. В своем
произведении он мастерски объясняет, доказывает и пропагандирует воззрения
ранних представителей атомистического учения, последовательно защищает
основные принципы атомизма как от более ранних, так и от современных ему
противников, давая одновременно наиболее цельную и логически упорядоченную
интерпретацию атомистической философии. При этом он во многих случаях
разрабатывает и углубляет мысли Демокрита и Эпикура. Единственным сущим
Лукреций считает атомы, и пустоту.
В понимании Лукрецием атомистической теории уже можно встретить наметки
эволюционизма. Он придерживался взгляда, что все органическое возникло из
неорганического и что сложные органические виды развились из простейших.
Лукреций пытается объяснить естественным образом и возникновение
общества. Он говорит, что первоначально люди жили в "полудиком состоянии",
не зная огня и жилища. Только развитие материальной культуры ведет к тому,
что человеческое стадо постепенно превращается в общество. Естественно, он
не мог прийти к материалистическому пониманию причин возникновения и
развития человеческого общества. Его стремление к "естественному" объяснению
было ограничено как социальными, так и гносеологическими" параметрами.
Однако, несмотря на это, его взгляды на общество были, в частности, по
сравнению с тогдашним идеалистическим подходом значительным прогрессом. Так
же как и Эпикур, он полагал, что общество, общественная организация (право,
законы) возникают как продукт взаимного соглашения людей (теория договора):
Римский эпикуреизм, в частности творчество Лукреция Кара, знаменовал
собой вершину материалистических тенденций в римской философии. Он стал
посредующим звеном между материализмом древнегреческих стоиков и
материалистическими течениями философии Нового времени.
Наиболее выдающимся представителем так называемого младшего скептицизма
был Секст Эмпирик. Его учение также исходит из греческого скептицизма. Об
этом свидетельствует и название одного из его трудов - "Основы пирронизма".
В других работах - "Против догматиков", "Против математиков" - он излагает
методологию скептического сомнения, основанную на критической оценке
основных понятий тогдашнего знания. Критическая оценка направлена не только
против философских понятии, но и против понятий математики, риторики,
астрономии, грамматики и т. д. Его скептического подхода не миновал и вопрос
о существовании богов, что привело его к атеизму.
В своих произведениях он стремится доказать, что скептицизм является
оригинальной философией, которая не допускает смешения с другими
философскими направлениями. Секст Эмпирик показывает, что скептицизм
отличается от всех других философских течений, каждое из которых признает
одни сущности и исключает другие, тем, что одновременно подвергает сомнению
и допускает все сущности.
Римский скептицизм был специфическим выражением прогрессирующего
кризиса римского общества. Поиски и исследования противоречий между
утверждениями предшествующих философских систем ведут скептиков к широкому
изучению истории философии. И хотя именно в этом направлении скептицизм
создает много денного, в целом- он уже является философией, утратившей ту
духовную силу, которая вознесла античное мышление на его вершины. В сущности
скептицизм содержит больше прямого отказа, чем методологической критики.
Эклектицизм. Значительно большее распространение и значение, чем в
эллинистической Греции, получает в Риме эклектицизм. К его сторонникам
относится ряд видных личностей римской политической и культурной жизни как в
последние годы Римской республики, так и D первый период империи. Наиболее
известным среди них был выдающийся политик и оратор Марк Тулий Цицерон
(106-45 до и. э.), создатель латинской философской терминологии.
Представители римского эклектицизма владели колоссальным количеством
знаний. В ряде случаев они были подлинными энциклопедистами своей эпохи.
Соединение ими различных философских школ не было случайным и
безосновательным, определенный концептуальный подход укреплялся именно
глубоким знанием отдельных воззрений. Постепенное сближение теории с
областью этики выражало общую ситуацию в философии.
Эклектицизм, развивающийся на основе академической философии, достигает
границ энциклопедизма, охватывающего познание как природы, так и общества.
Цицерон принадлежал, пожалуй, к наиболее значительному направлению римского
эклектицизма, который развивался на основе стоической философии.
"Стоический" эклектицизм в изложении Цицерона сосредоточивает внимание
на общественной проблематике, и в частности на этике. Его мотивом было
соединение тех частей различных философских систем, которые приносят
полезные знания.
В социальных взглядах Цицерона отражается его положение как
представителя верхних слоев римского общества периода республики. Наилучшее
общественное устройство он видит в комбинации трех основных государственных
форм: монархии, аристократии и демократии. Целью государства он считает
обеспечение гражданам безопасности и свободного использования имущества. Его
теоретические воззрения в значительной степени находились под влиянием его
реальной политической деятельности.
В этике он во многом перенимает воззрения стоиков, значительное
внимание уделяет излагаемой стоиками проблематике добродетели. Человека он
считает разумным существом, которое имеет в себе нечто божественное.
Добродетелью называет преодоление всех жизненных невзгод силой воли.
Философия в этом деле оказывает человеку неоценимые услуги. Каждое из
философских направлений приходит к достижению добродетели каким-либо своим
путем. Поэтому Цицерон рекомендует "соединить" все, что является вкладом
отдельных философских школ, все их достижения в одно целое. Этим,
собственно, он защищает свой эклектицизм.