С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря существенно

усиливается влияние Рима, который из городской республики становится сильной

державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой частью древнего мира. Под

его экономическое и политическое влияние попадают и города континентальной

Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой культуры,

составной частью которой была философия. Римская культура и образование

развивались в совершенно других условиях, чем те, которые были несколько

столетий до этого в Греции. Римские походы, устремленные во все стороны

известного тогда мира (с одной стороны, в области зрелых цивилизаций

древнего мира, а с другой - на территорию "варварских" племен), образуют

широкие рамки для формирования римского мышления. Успешно развивались

естественные и технические науки, небывалого размаха достигают политические

и юридические.

Для римской культуры характерно стремление обогатиться лучшим из того,

с чем сталкивается Рим, стремящийся к мировому господству. Логичным поэтому

является то, что и римская философия формируется под решающим влиянием

греческого, в частности эллинистического, философского мышление Определенным

импульсом для расширения греческой философии в Риме было посещение его

афинскими послами, среди которых были наиболее выдающиеся представители

существовавших в то время греческие философских школ (середина II в. до н.

э.).

Приблизительно с этого времени в Риме развиваются три философских

направления, которые сформировались уже в эллинистической Греции,- стоицизм,

эпикуреизм и скептицизм.

Стоицизм. Наибольшее распространение как в республиканском, так и позже

в императорском Риме получил стоицизм. Иногда его считают единственным

философским направлением, которое в римский период приобрело новое звучание.

Наиболее видным представителем римского стоицизма (новой стои) были

Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.

Сенека (ок. 4 г. до н. э.-65 г. н. э.) происходил из сословия

"всадников" \ Сословие "всадников" было вторым привилегированным

сословием после сословия сенаторов. \ , получил всестороннее

естественнонаучное, юридическое и философское образование, сравнительно

длительный период успешно занимался адвокатской практикой. Позже становится

воспитателем будущего императора Нерона, после восшествия которого на трон

он получает наивысшее общественное положение и почести. Во второй год власти

Нерона он посвящает ему трактат "О милосердии", в котором призывает Нерона

как правителя сохранять умеренность и придерживаться республиканского духа.

По мере роста престижа и богатства Сенека входит в конфликт со своим

окружением. После пожара в 64 г. н. э. ненависть к Сенеке в Риме растет. Он

покидает город и живет в своем близлежащем имении. Обвиненный в подготовке

заговора, он был вынужден покончить самоубийством.

В воззрениях на природу (так же как и в остальных частях своего

творчества) Сенека, однако, в принципе придерживается учения старой стой.

Это проявляется, например, в материалистически ориентированном дуализме

материи и формы. Разум считается активным принципом, который сообщает

материи форму. При этом однозначно признается первичность материи. Душу

(пневму) он также понимает в духе старого стоицизма, как весьма тонкую

материю, смесь элементов огня и воздуха.

В гносеологии Сенека, как и другие представители стоицизма, является

сторонником античного сенсуализма. Он подчеркивает, что разум имеет свое

начало в чувствах. При решении вопроса об активности души он, однако,

принимает некоторые элементы платоновской философии, что проявляется прежде

всего в признании бессмертия души и характеристике телесности как "оков"

души.

Смысл жизни Сенека видит в достижении абсолютного душевного

спокойствия. Одной из основных предпосылок этого является преодоление страха

перед смертью. Этой проблематике он отводит весьма много места в своих

трудах. В этике он продолжает линию старой стои, подчеркивая понятие

человека как индивида, стремящегося к совершенствованию в добродетелях.

Жизнь, в которой человек все или подавляющую часть своих усилий

посвящает собственному совершенствованию, жизнь, в которой он избегает

участия в общественных делах и политической деятельности, является, согласно

Сенеке, наиболее достойной. "Лучше искать укрытия в тихой пристани, чем быть

добровольно бросаемым туда-сюда всю жизнь. Подумай, скольким ударам волн ты

уже подвергался, сколько бурь пронеслось в твоей частной жизни, сколько их

ты бессознательно вызвал на себя в публичной жизни! Не имею в виду, чтобы ты

топил свои дни во сне и в наслаждениях. Это я не называю полноценной жизнью.

Стремись найти задачи более важные, чем те, которыми ты до сих пор

занимался, и верь, что важнее знать счет собственной жизни, чем общего

блага, о котором ты пекся до сих пор! Если будешь так жить, ждет тебя

общение с мудрыми мужами, прекрасное искусство, любовь и свершение блага;

осознание того, как хорошо жить и однажды хорошо умереть". Его

этические воззрения пропитаны индивидуализмом, который является реакцией на

бурную политическую жизнь в Риме.

К римским стоикам относится и император Марк Аврелий Антонин (121-180),

во время правления которого кризисные явления становятся еще более

интенсивными. Высшие общественные классы отказываются что-либо изменить,

чтобы сохранить существующий общественный строй. В стоической этике они

видят определенное средство морального возрождения общества. Император в

размышлениях "К самому себе" провозглашает, что "единственное, что находится

во власти человека,- это его мысли". "Загляни в свое нутро! Там, внутри,

источник добра, который способен бить не иссякая, если до него постоянно

докапываться". Мир он понимает как вечно текущий и изменчивый. Основной

целью человеческих стремлений должно быть достижение добродетели, т е.

подчинение "разумным законам природы в согласии с человеческим естеством".

Марк Аврелий рекомендует: "Спокойную мысль при всем, что приходит извне, и

справедливость при всем, что реализуется по твоему собственному усмотрению,

то есть твое желание и действие, пусть заключаются в действиях общеполезных,

ибо это суть в согласии с твоим естеством".

Марк Аврелий - последний представитель античного стоицизма, и по сути

на этом стоицизм заканчивается В его творчестве проявляются определенные

следы мистицизма, который тесно связан с упадком римского общества

Стоическое учение, в частности подчеркивание необходимости "подчинить себя"

(мировому разуму - логосу - богу), во многом повлияло на формирование

раннего христианства.

Эпикуреизм Единственной материалистической (для своего времени

отчетливо материалистической) философией в античном Риме был эпикуреизм,

который значительно распространился в последние годы Римской республики и в

начале императорского правления. Наиболее выдающимся его представителем был

Тит Лукреций Кар (ок. 95-55 до н.э.), написавший философскую поэму "О

природе", которая является также и ценным художественным произведением

тогдашней литературы.

Лукреций полностью отождествляет свои взгляды с учением Демокрита и

Эпикура; последнего он считал наилучшим греческим философом. В своем

произведении он мастерски объясняет, доказывает и пропагандирует воззрения

ранних представителей атомистического учения, последовательно защищает

основные принципы атомизма как от более ранних, так и от современных ему

противников, давая одновременно наиболее цельную и логически упорядоченную

интерпретацию атомистической философии. При этом он во многих случаях

разрабатывает и углубляет мысли Демокрита и Эпикура. Единственным сущим

Лукреций считает атомы, и пустоту.

В понимании Лукрецием атомистической теории уже можно встретить наметки

эволюционизма. Он придерживался взгляда, что все органическое возникло из

неорганического и что сложные органические виды развились из простейших.

Лукреций пытается объяснить естественным образом и возникновение

общества. Он говорит, что первоначально люди жили в "полудиком состоянии",

не зная огня и жилища. Только развитие материальной культуры ведет к тому,

что человеческое стадо постепенно превращается в общество. Естественно, он

не мог прийти к материалистическому пониманию причин возникновения и

развития человеческого общества. Его стремление к "естественному" объяснению

было ограничено как социальными, так и гносеологическими" параметрами.

Однако, несмотря на это, его взгляды на общество были, в частности, по

сравнению с тогдашним идеалистическим подходом значительным прогрессом. Так

же как и Эпикур, он полагал, что общество, общественная организация (право,

законы) возникают как продукт взаимного соглашения людей (теория договора):

Римский эпикуреизм, в частности творчество Лукреция Кара, знаменовал

собой вершину материалистических тенденций в римской философии. Он стал

посредующим звеном между материализмом древнегреческих стоиков и

материалистическими течениями философии Нового времени.

Наиболее выдающимся представителем так называемого младшего скептицизма

был Секст Эмпирик. Его учение также исходит из греческого скептицизма. Об

этом свидетельствует и название одного из его трудов - "Основы пирронизма".

В других работах - "Против догматиков", "Против математиков" - он излагает

методологию скептического сомнения, основанную на критической оценке

основных понятий тогдашнего знания. Критическая оценка направлена не только

против философских понятии, но и против понятий математики, риторики,

астрономии, грамматики и т. д. Его скептического подхода не миновал и вопрос

о существовании богов, что привело его к атеизму.

В своих произведениях он стремится доказать, что скептицизм является

оригинальной философией, которая не допускает смешения с другими

философскими направлениями. Секст Эмпирик показывает, что скептицизм

отличается от всех других философских течений, каждое из которых признает

одни сущности и исключает другие, тем, что одновременно подвергает сомнению

и допускает все сущности.

Римский скептицизм был специфическим выражением прогрессирующего

кризиса римского общества. Поиски и исследования противоречий между

утверждениями предшествующих философских систем ведут скептиков к широкому

изучению истории философии. И хотя именно в этом направлении скептицизм

создает много денного, в целом- он уже является философией, утратившей ту

духовную силу, которая вознесла античное мышление на его вершины. В сущности

скептицизм содержит больше прямого отказа, чем методологической критики.

Эклектицизм. Значительно большее распространение и значение, чем в

эллинистической Греции, получает в Риме эклектицизм. К его сторонникам

относится ряд видных личностей римской политической и культурной жизни как в

последние годы Римской республики, так и D первый период империи. Наиболее

известным среди них был выдающийся политик и оратор Марк Тулий Цицерон

(106-45 до и. э.), создатель латинской философской терминологии.

Представители римского эклектицизма владели колоссальным количеством

знаний. В ряде случаев они были подлинными энциклопедистами своей эпохи.

Соединение ими различных философских школ не было случайным и

безосновательным, определенный концептуальный подход укреплялся именно

глубоким знанием отдельных воззрений. Постепенное сближение теории с

областью этики выражало общую ситуацию в философии.

Эклектицизм, развивающийся на основе академической философии, достигает

границ энциклопедизма, охватывающего познание как природы, так и общества.

Цицерон принадлежал, пожалуй, к наиболее значительному направлению римского

эклектицизма, который развивался на основе стоической философии.

"Стоический" эклектицизм в изложении Цицерона сосредоточивает внимание

на общественной проблематике, и в частности на этике. Его мотивом было

соединение тех частей различных философских систем, которые приносят

полезные знания.

В социальных взглядах Цицерона отражается его положение как

представителя верхних слоев римского общества периода республики. Наилучшее

общественное устройство он видит в комбинации трех основных государственных

форм: монархии, аристократии и демократии. Целью государства он считает

обеспечение гражданам безопасности и свободного использования имущества. Его

теоретические воззрения в значительной степени находились под влиянием его

реальной политической деятельности.

В этике он во многом перенимает воззрения стоиков, значительное

внимание уделяет излагаемой стоиками проблематике добродетели. Человека он

считает разумным существом, которое имеет в себе нечто божественное.

Добродетелью называет преодоление всех жизненных невзгод силой воли.

Философия в этом деле оказывает человеку неоценимые услуги. Каждое из

философских направлений приходит к достижению добродетели каким-либо своим

путем. Поэтому Цицерон рекомендует "соединить" все, что является вкладом

отдельных философских школ, все их достижения в одно целое. Этим,

собственно, он защищает свой эклектицизм.

Hosted by uCoz