Аристотель родился в 384 г. до н. э. в г. Стагире (Македония). Его отец

Никомах был придворным лекарем македонского царя Аминта II. В семье

Аристотель приобрел определенные знания и глубокий интерес к естествознанию.

В 17 лет под влиянием молвы об Академии Платона он покидает Стагиру и уходит

в Афины, где становится учеником Платона. По приглашению

македонского царя Филиппа II переселяется в македонскую Пеллу, где

становится учителем Александра, сына Филиппа.

Когда Александр пришел к власти, Аристотель не одобрил его

завоевательскую политику, что стало поводом к постепенному охлаждению

отношений между ними. После тридцати лет странствий Аристотель возвращается

в Афины и основывает собственную школу в афинском Ликее. Здесь во время

прогулок он излагал своим ученикам проблемы философии, вопросы естественных

и общественных наук. Поэтому школу Аристотеля называют иногда

перипатетической (перипатео - прогуливаюсь).

Основой всякого бытия Аристотель считает так называемую первую материю.

Эта первичная материя, однако, не определена (принципиально неопределима) ни

одной из категорий, которыми мы определяем реальные (конкретные) состояния

сущего . Она образует, собственно, "потенциальную" предпосылку

существования. И хотя она является основой всякого бытия, ее нельзя

отождествлять с бытием и даже нельзя считать простой составной частью

конкретного бытия.

Наипростейшей определенностью этой первой категории являются, по

Аристотелю, четыре элемента - огонь, воздух, вода и земля, с которыми мы

встречались уже у досократовских мыслителей. Они представляют определенную

промежуточную ступень между первой материей, которая чувственно непостижима,

и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем. У

воспринимаемых чувствами вещей (их изучением занимается физика) можно

различить две пары взаимно противоположных свойств - тепло и холод, влажное

и сухое. Четыре основных соединения этих свойств, по Аристотелю,

характеризуют четыре основных элемента: огонь является соединением теплого и

сухого, воздух - теплого и влажного, вода - холодного и влажного, а земля -

холодного и сухого.

Эти четыре элемента - основа реальных (чувственно воспринимаемых) вещей

\ Позже в связи с проблемами небесных сфер Аристотель вводит пятый

элемент - "пятую сущность" (quinta essentia) - эфир. \ . В то же время

Аристотель допускает и возможность замены одного элемента другим, это

становится возможным потому, что все элементы являются в принципе

(конкретной) модификацией одной и той же первой материи.

Конкретные, существующие (чувственно воспринимаемые) вещи являются

результатом взаимодействия всевозможных комбинаций этих элементов. В отличие

от первой материи они (как конкретное бытие) постижимы и определимы

посредством основных категорий. Они суть соединения материи (гиле) и образа,

формы (эйдос, морфе). Форма, по Аристотелю, образует из потенциального бытия

(первой материи, четырех основных элементов) действительное, реальное бытие.

Действительное бытие, таким образом, представляет собой единство материи и

формы. Аристотель в этом учении, которое является, собственно, основой всей

его философии и проходит через все его рассуждения, по-новому решает

проблему отношения единичного и общего - как отношение двух сторон

действительности. Этим он преодолевает разрыв между идеальным и реальным

миром, столь разительный в системе Платона.

Материальная причина содержится в самой первой материи, в ее характере.

В этом смысле она выступает так же, как и потенциальная причина. Формальная

причина соединена с формой как активным принципом, который творит из материи

(как потенциал бытия) "истинную реальность". Активная, или воздействующая

(движущая), причина также соединена с источником движения и с процессом

собственно перехода возможности в действительность. Наиболее высоко

Аристотель ставит целевую, или конечную, причину, которая объясняет цель и

смысл движения.

Для понимания и объяснения сущего необходимо познать все виды причин.

Однако при этом нельзя сказать, что они имеют одинаковое значение. Понятие

формальных причин является более важным, чем познание материальных причин -

такой вывод следует из учения Аристотеля о пассивной материи и активной

форме. Место, которое он отводит целевой, или конечной, причине - уступка

телеологии. Эта причина, собственно, делает возможным познание завершения

развития, реализацию цели, которую Аристотель обозначает понятием энтелехия.

Столкновение материалистических и идеалистических тенденций можно найти

и в Аристотелевом понимании сознания (души). Аристотель придерживается той

точки зрения, что душа присуща всем объектам, принадлежащим к живой природе,

т. е. растениям, животным и человеку. В ряде своих работ он приходит даже к

таким взглядам: "деятельность души обусловлена состоянием тела", "душа не

существует без материи", что подтверждает определенную материалистическую

тенденцию. Однако в "Политике" Аристотель говорит, что "одушевленное

существо состоит прежде всего из души и тела; душа по своей сути является

господствующим принципом, тело - принцип подчиненный" . С подобными мыслями

можно встретиться в посвященном вопросам психики трактате "О душе": "...душа

есть причина и начало живого тела... душа есть причина как то, откуда

движение, как цель и как сущность одушевленных тел". В этом трактате душа

рассматривается как форма, реализация, "первая энтелехия" природного тела.

Отношение души и тела является в определенном смысле аналогией более общего

отношения материи и формы.

Научное познание, таким образом, в понимании Аристотеля, представляется

как вершина всего процесса познания. Его содержанием является познание

общего. Так, собственно, возникает определенное диалектическое противоречие

между ограниченностью чувственного восприятия познавать только единичное и

возможностями научного познания постигать общее. Развитие науки и философии

во времена Аристотеля еще не давало возможности соответствующим образом

решить это противоречие. Несмотря на это, Аристотель правильно постиг тот

факт, что общее можно познать не на основе созерцания или "воспоминания", но

лишь посредством познания единичного и что мышление необходимо сопоставлять

с практической деятельностью.

Чувственное познание Аристотель считал в основе истинным. Ощущение,

согласно его представлениям, непосредственно отражает индивидуальное бытие.

И лишь когда процесс познания от уровня ощущений и непосредственных

восприятии переходит к представлениям, возникают ошибки. Они преодолеваются

соединением чувственно воспринимаемого предмета с соответствующим понятием.

Это и есть имманентная задача научного познания. Научное познание

(эпистема), опирающееся на чувственно познаваемую действительность и

постигающее посредством абстракции понятие, Аристотель отличает от мнения

(докса). Мнение также опирается на чувства. Однако оно представляет

совокупность более или менее случайных фактов. Поэтому оно в лучшем случае

может относиться лишь к единичному и случайному. Задача же научного познания

сводится к постижению необходимого и всеобщего.

Научное познание не ограничивается лишь эмпирией. факт чувственного

восприятия есть лишь следствие, при помощи которого постигается общее.

Теоретическое познание, мышление является самобытным, однако его необходимо

предохранить от пустой спекулятивности. Это ведет Аристотеля к развитию

логики и логических концепций.

С позитивным развитием теории познания связана и критика Аристотелем

Платоновой концепции идей, весьма последовательная для того времени.

Неотделимой частью творчества Аристотеля являются его воззрения на

развитие и организацию общества и учение о государстве, изложенные в

трактате "Политика". В методологическом отношении Аристотель и в этой

области остается верным своему подходу, т. е. исходит из познания

существующей действительности. Прежде чем приступить к формулировке своих

взглядов на идеальное государство; он изучил обширный материал, касающийся

истории и политического устройства целого ряда греческих полисов.

Его социальные представления, и в частности учение о государстве, были,

естественно, классово детерминированы. Аристотель был представителем

правящего класса древнего общества - класса рабовладельцев.

Основным в его социальных взглядах была характеристика человека как

общественного существа (зоон политикон). Жизнь в государстве является

естественной сущностью человека. Государство Аристотель понимает как

развитое сообщество общин, а общину - как развитую семью. Поэтому во многих

случаях формы организации семьи он переносит на государство.

Аристотель - последовательный защитник рабовладения, которое он считает

естественным состоянием организации общества. Он говорит, что некоторые

существа с самого рождения предопределены к подчинению, а другие - к

господству. Этому естественному состоянию соответствует тот факт, что одни

являются рабами, а другие - рабовладельцами. Несмотря на "увековечение"

рабства, он осознает начинающиеся кризисные явления рабовладельческого

общества. С такой же страстью, с какой он защищает рабовладельческий строй,

он выступает и против чрез мерного богатства, которое, по его мнению,

нарушает стабильность общества.

Общество свободных людей состоит, по Аристотелю, из трех основных

классов граждан. Первый составляют очень богатые, их противоположностью

являются крайне бедные, а между ними находится средний класс. Крайне бедные,

т. е. свободные ремесленники и работающие за плату, являются гражданами

"второй" категории. Большое богатство он считает результатом

"противоестественного способа" приобретения состояния. Этот способ, согласно

его взглядам "противен человеческому разуму и государственному устройству".

Для благополучного состояния государства особую важность представляют

средние слои. Эти слои, как правило, действительно были опорой греческих

рабовладельческих государств в эпоху их наибольшего расцвета. В их численном

увеличении и усилении Аристотель видит спасение рабовладельческого порядка.

Понятия "государство" и "общество" Аристотель по сути отождествлял.

Сущность государства он видит в политическом сообществе людей, которые

соединились для достижения определенного блага. Аристотель различает три

хорошие и три дурные формы государства, последние возникают как деформация

хороших. Здесь речь идет об определенной классификации изученных им законов.

Хорошими он считает монархию, аристократию и политею. Плохими - тиранию

(возникающую как деформация монархии), олигархию (деформация аристократии) и

демократию (деформация политеи).

Основными задачами государства Аристотель считает предотвращение

чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической

власти личности и удержание рабов в повиновении. Он отвергает спекулятивное

"идеальное государство" Платона. Идеальным он считает такое государство,

которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для

наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту он считает

политически бесправными. Остальные свободные граждане (состоятельные)

обязаны принимать участие в делах государства.

Идеал государства, по Аристотелю,- общество, которое опирается на

частную собственность на орудия труда, земли и рабов. Здесь речь идет,

собственно, об идеализации афинского государства времен Перикла.

Hosted by uCoz