Вопросам упорядочения общества Платон посвящает два обширных
произведения: "Закон" ("Политея"), приходящийся на центральный период его
творчества, и "Законы" ("Номой"), .написанные в третьем периоде.
Государство, по Платону, возникает потому, что человек как индивид не
может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Платон не
стремится к познанию реального общественного процесса и не занимается
исследованием проблем упорядочения общества. Он строит теорию идеального
государства, которое в большей или меньшей степени являлось бы логическим
следствием его системы объективного идеализма. Идеальное государство
возникает как общество трех социальных групп. Этими группами являются
правители - философы, стратеги - воины, задача которых стоять на страже
безопасности государства, и производители-земледельцы и ремесленники,
которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей. Эти три сословия
соответствуют в принципе трем частям души, о которых уже упоминалось раньше.
У философов преобладает разумная часть души, у воинов определяющей частью
души является воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев
преобладают чувственность и влечения, которые должны, однако, быть
управляемыми, умеренными.
Трем основным сословиям соответствуют также три из четырех основных
добродетелей. Мудрость является добродетелью правителей и философов,
храбрость - добродетель воинов, а умеренность - добродетель народа.
Четвертая добродетель- справедливость- не относится к отдельным сословиям, но
является "надсословной", некоей "державной" добродетелью.
С позиции своего идеального государства Платон классифицирует
существующие государственные формы на две большие группы: приемлемые
государственные формы и регрессивные - упадочные. Первое место в группе
приемлемых государственных форм, естественно, занимает Платоново идеальное
государство. Из существующих государственных форм ближе всего к нему стоит
аристократия, а именно аристократическая республика (а не аристократическая
монархия).
К упадочным, нисходящим государственным формам он относит тимократию,
которая, хотя ее и нельзя отнести к приемлемым формам, стоит к ним ближе
всего. Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе, т. е, на
добродетелях средней части души. В античной Греции этому типу наиболее
соответствовала аристократическая Спарта V и IV вв. до н. э. Существенно
ниже тимократии стоит олигархия. Это власть нескольких личностей,
опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с низкой,
чувственной частью души. Главным предметом раздражения Платона являются
демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и
тирания, которая в античной Греции начиная с VI в. до н. э. представляла
диктатуру, направленную против аристократии.
В социальных теориях и воззрениях на государство на первый план
выступают, в частности, классовые корни идеализма Платона.
Социальной функции и общественному призванию идеального государства
соответствует и предложенная Платоном система воспитания. Она направлена
прежде всего на воспитание стражей и правителей. Важное место в ней занимает
гимнастика - телесное воспитание. Следующим элементом воспитания является
обучение чтению, письму и мусическим предметам. Вся система
завершается изучением арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Это
тот уровень образования, который достаточен для воспитания стражей. Те же,
кто предопределен к тому, чтобы стать правителями, должны изучать также
философию, и в частности "диалектику".