Вопросам упорядочения общества Платон посвящает два обширных

произведения: "Закон" ("Политея"), приходящийся на центральный период его

творчества, и "Законы" ("Номой"), .написанные в третьем периоде.

Государство, по Платону, возникает потому, что человек как индивид не

может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Платон не

стремится к познанию реального общественного процесса и не занимается

исследованием проблем упорядочения общества. Он строит теорию идеального

государства, которое в большей или меньшей степени являлось бы логическим

следствием его системы объективного идеализма. Идеальное государство

возникает как общество трех социальных групп. Этими группами являются

правители - философы, стратеги - воины, задача которых стоять на страже

безопасности государства, и производители-земледельцы и ремесленники,

которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей. Эти три сословия

соответствуют в принципе трем частям души, о которых уже упоминалось раньше.

У философов преобладает разумная часть души, у воинов определяющей частью

души является воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев

преобладают чувственность и влечения, которые должны, однако, быть

управляемыми, умеренными.

Трем основным сословиям соответствуют также три из четырех основных

добродетелей. Мудрость является добродетелью правителей и философов,

храбрость - добродетель воинов, а умеренность - добродетель народа.

Четвертая добродетель- справедливость- не относится к отдельным сословиям, но

является "надсословной", некоей "державной" добродетелью.

С позиции своего идеального государства Платон классифицирует

существующие государственные формы на две большие группы: приемлемые

государственные формы и регрессивные - упадочные. Первое место в группе

приемлемых государственных форм, естественно, занимает Платоново идеальное

государство. Из существующих государственных форм ближе всего к нему стоит

аристократия, а именно аристократическая республика (а не аристократическая

монархия).

К упадочным, нисходящим государственным формам он относит тимократию,

которая, хотя ее и нельзя отнести к приемлемым формам, стоит к ним ближе

всего. Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе, т. е, на

добродетелях средней части души. В античной Греции этому типу наиболее

соответствовала аристократическая Спарта V и IV вв. до н. э. Существенно

ниже тимократии стоит олигархия. Это власть нескольких личностей,

опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с низкой,

чувственной частью души. Главным предметом раздражения Платона являются

демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и

тирания, которая в античной Греции начиная с VI в. до н. э. представляла

диктатуру, направленную против аристократии.

В социальных теориях и воззрениях на государство на первый план

выступают, в частности, классовые корни идеализма Платона.

Социальной функции и общественному призванию идеального государства

соответствует и предложенная Платоном система воспитания. Она направлена

прежде всего на воспитание стражей и правителей. Важное место в ней занимает

гимнастика - телесное воспитание. Следующим элементом воспитания является

обучение чтению, письму и мусическим предметам. Вся система

завершается изучением арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Это

тот уровень образования, который достаточен для воспитания стражей. Те же,

кто предопределен к тому, чтобы стать правителями, должны изучать также

философию, и в частности "диалектику".

Hosted by uCoz