Платон (427-347 до н.э.) - сын афинского гражданина. По своему

социальному происхождению принадлежал к афинской рабовладельческой

аристократии и потому был своим человеком в кружке Сократа. В молодости был

слушателем кружка сторонника учения Гераклита - Кратила, где познакомился с

принципами объективной диалектики, на него также оказала влияние и тенденция

Кратила к абсолютному релятивизму. Когда в возрасте 20 лет Платон готовился

участвовать в соревновании как автор трагедии, случайно перед театром

Дионисия он услышал дискуссию, которую вел Сократ. Она настолько его

увлекла, что он сжег свои стихи и стал учеником Сократа (хотя и не перестал

быть поэтом). Было это примерно в то время, когда афинский флот одержал

последнюю значительную победу о Пелопоннесской войне. Платон разделял со

всем кружком Сократа отвращение к афинской демократии. В период власти 30

тиранов (404-403 до н. э.) во главе кружка становится ученик Сократа Критий,

который придерживался тех же взглядов, что и Сократ. После осуждения и

смерти Сократа, в период, когда демократы снова вернулись к власти, Платон

отправляется к одному из старших учеников Сократа - Евклиду - в Мегару,

которая была традиционной соперницей Афин. Вскоре, однако, он возвращается в

Афины и принимает участие в ее общественной жизни.

После возвращения в Афины он предпринял первое путешествие в Южную

Италию и на Сицилию. В Сиракузах Платон попытался реализовать свои идеи и

принял участие в политической жизни на стороне местной аристократии,

возглавляемой тогда Дионом, зятем Дионисия Старшего, сиракузского тирана.

Дион был последователем пифагорейской философии и в своей общине представлял

крайне реакционное крыло. Политическая деятельность Платона не была, однако,

успешной. Дионисий выдал его, как военнопленного, послу Спарты. На рынке

рабов острова Эгина Платона выкупают его друзья, и он вновь возвращается в

Афины.

Творчество Платона имеет приблизительно три этапа. Началом первого

является смерть Сократа. При жизни Сократа Платон, вероятно, не писал

никаких философских произведений. В этот период он находился под

непосредственным влиянием не только мыслей, но и образа жизни своего

учителя. Лишь после его смерти, во время пребывания в Мегаре, он создает

первые диалоги и трактат "Апология Сократа".

Сократ в диалогах "не поучает", а, как правило, задает вопросы тому,

кто считается знатоком предмета. Искусно выбранными вопросами Сократ

принуждает своего партнера по дискуссии точно и однозначно формулировать

мысли. При этом обнаруживается, что в ответах партнера содержится много

"противоречий" и нелепостей. Сократ же последовательно, взвешивая все "за" и

"против", делает определенный вывод.

Диалоги первого периода творчества Платона, заканчивающегося

приблизительно с основанием Академии, как правило, не выходят за рамки

философских воззрений Сократа. Платон в этот период находится под сильным

влиянием своего учителя и, видимо, только после его смерти глубоко понимает

смысл учения Сократа. Прямым прославлением учителя являются "Апология

Сократа" и диалог под названием "Критон".

Следующий период творчества Платона совпадает с первым путешествием в

Южную Италию и на Сицилию. Постепенно изменяются содержание и способ

философствования Платона. Он отходит от собственно сократического

"этического идеализма" и закладывает основы объективного идеализма. Видимо,

в этот период в мышлении Платона несколько усиливается влияние философии

Гераклита и пифагорейского подхода к миру.

Основной вопрос философии Платон решает однозначно - идеалистически.

Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими

чувствами, является, согласно Платону, лишь "тенью" и произведен от мира

идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального

мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть

подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти

свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в

ранг единственного предмета подлинно истинного познания.

Возможность возникновения этой формы идеализма, как об этом говорил В.

И. Ленин в "Философских тетрадях", заключена уже в первой элементарной

абстракции ("дом" вообще наряду с отдельными домами). Платон объясняет,

например, подобие всех существующих в материальном мире столов наличием идеи

стола в мире идей. Все существующие столы - лишь тень, отблеск вечной и

неизменной идеи стола Это, как говорил В. И. Ленин, является

переворачиванием действительности. В действительности идея стола возникает

как абстракция, как выражение определенного подобия (т. е. абстрагирование

от отличий) многих отдельных, конкретных столов. Идею Платон отрывает от

реальных предметов (единичных), абсолютизирует и провозглашает априорной по

отношению к ним же. Идеи суть подлинные сущности, существуют вне

материального мира и не зависят от него, объективны (ипостась понятий),

материальный мир им лишь подчинен. В этом - ядро объективного идеализма

Платона (и рационального объективного идеализма вообще).

Между миром идей, как подлинным, реальным бытием, и небытием (т.е.

материей как таковой, материей в себе) существует, по Платону, кажущееся

бытие, производное бытие (т. е. мир действительно реальных, чувственно

воспринимаемых явлении и пещей), которое отделяет истинное бытие от небытия.

Действительные, реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи

(подлинного бытия) с пассивной, бесформенной "принимающей" материей

(небытием).

Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия) является

важной частью философского учения Платона. Чувственно воспринимаемые

предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные

образцы - идеи. У Платона можно встретить и утверждение противоположного

характера. Он говорит, что идеи присутствуют в вещах. Это отношение идей и

вещей, если его интерпретировать согласно взглядам Платона последнего

периода, открывает определенную возможность движения к иррационализму.

Последовательно идеалистическую позицию занимает Платон и в вопросах

теории познания. Она изложена, в частности, в диалогах "Федр" и "Менон".

Здесь Платон отрывает чувственное познание от рационального. Чувственное

познание, предметом которого является материальный мир, выступает как

вторичное, несущественное, потому что информирует нас лишь о кажущемся

бытии, но ни в коем случае не о бытии подлинном. Истинное, настоящее

познание, согласно Платону,- это познание, проникающее в мир идей, познание

разумное. Ядром его гносеологических концепций является теория воспоминания.

Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то

время, когда еще не соединилась с телом, когда свободно существовала в

царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе

удается отстраниться от телесности.

В диалоге "Менон" теорию воспоминания Платон демонстрирует на примере

разговора Сократа с неким юношей. Последний, хотя никогда не изучал

математику и не имел никакого образования, правильно выбранными вопросами

был подведен к самостоятельному формированию теоремы Пифагора. Из этого

Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась с

идеальным отношением, которое и выражено теоремой Пифагора. Научить в этом

случае - это не более чем принудить душу к воспоминаниям. На основе теории

воспоминания Платон производит и определенную иерархизацию души, о чем еще

будет сказано.

Hosted by uCoz