Платон (427-347 до н.э.) - сын афинского гражданина. По своему
социальному происхождению принадлежал к афинской рабовладельческой
аристократии и потому был своим человеком в кружке Сократа. В молодости был
слушателем кружка сторонника учения Гераклита - Кратила, где познакомился с
принципами объективной диалектики, на него также оказала влияние и тенденция
Кратила к абсолютному релятивизму. Когда в возрасте 20 лет Платон готовился
участвовать в соревновании как автор трагедии, случайно перед театром
Дионисия он услышал дискуссию, которую вел Сократ. Она настолько его
увлекла, что он сжег свои стихи и стал учеником Сократа (хотя и не перестал
быть поэтом). Было это примерно в то время, когда афинский флот одержал
последнюю значительную победу о Пелопоннесской войне. Платон разделял со
всем кружком Сократа отвращение к афинской демократии. В период власти 30
тиранов (404-403 до н. э.) во главе кружка становится ученик Сократа Критий,
который придерживался тех же взглядов, что и Сократ. После осуждения и
смерти Сократа, в период, когда демократы снова вернулись к власти, Платон
отправляется к одному из старших учеников Сократа - Евклиду - в Мегару,
которая была традиционной соперницей Афин. Вскоре, однако, он возвращается в
Афины и принимает участие в ее общественной жизни.
После возвращения в Афины он предпринял первое путешествие в Южную
Италию и на Сицилию. В Сиракузах Платон попытался реализовать свои идеи и
принял участие в политической жизни на стороне местной аристократии,
возглавляемой тогда Дионом, зятем Дионисия Старшего, сиракузского тирана.
Дион был последователем пифагорейской философии и в своей общине представлял
крайне реакционное крыло. Политическая деятельность Платона не была, однако,
успешной. Дионисий выдал его, как военнопленного, послу Спарты. На рынке
рабов острова Эгина Платона выкупают его друзья, и он вновь возвращается в
Афины.
Творчество Платона имеет приблизительно три этапа. Началом первого
является смерть Сократа. При жизни Сократа Платон, вероятно, не писал
никаких философских произведений. В этот период он находился под
непосредственным влиянием не только мыслей, но и образа жизни своего
учителя. Лишь после его смерти, во время пребывания в Мегаре, он создает
первые диалоги и трактат "Апология Сократа".
Сократ в диалогах "не поучает", а, как правило, задает вопросы тому,
кто считается знатоком предмета. Искусно выбранными вопросами Сократ
принуждает своего партнера по дискуссии точно и однозначно формулировать
мысли. При этом обнаруживается, что в ответах партнера содержится много
"противоречий" и нелепостей. Сократ же последовательно, взвешивая все "за" и
"против", делает определенный вывод.
Диалоги первого периода творчества Платона, заканчивающегося
приблизительно с основанием Академии, как правило, не выходят за рамки
философских воззрений Сократа. Платон в этот период находится под сильным
влиянием своего учителя и, видимо, только после его смерти глубоко понимает
смысл учения Сократа. Прямым прославлением учителя являются "Апология
Сократа" и диалог под названием "Критон".
Следующий период творчества Платона совпадает с первым путешествием в
Южную Италию и на Сицилию. Постепенно изменяются содержание и способ
философствования Платона. Он отходит от собственно сократического
"этического идеализма" и закладывает основы объективного идеализма. Видимо,
в этот период в мышлении Платона несколько усиливается влияние философии
Гераклита и пифагорейского подхода к миру.
Основной вопрос философии Платон решает однозначно - идеалистически.
Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими
чувствами, является, согласно Платону, лишь "тенью" и произведен от мира
идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального
мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть
подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти
свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в
ранг единственного предмета подлинно истинного познания.
Возможность возникновения этой формы идеализма, как об этом говорил В.
И. Ленин в "Философских тетрадях", заключена уже в первой элементарной
абстракции ("дом" вообще наряду с отдельными домами). Платон объясняет,
например, подобие всех существующих в материальном мире столов наличием идеи
стола в мире идей. Все существующие столы - лишь тень, отблеск вечной и
неизменной идеи стола Это, как говорил В. И. Ленин, является
переворачиванием действительности. В действительности идея стола возникает
как абстракция, как выражение определенного подобия (т. е. абстрагирование
от отличий) многих отдельных, конкретных столов. Идею Платон отрывает от
реальных предметов (единичных), абсолютизирует и провозглашает априорной по
отношению к ним же. Идеи суть подлинные сущности, существуют вне
материального мира и не зависят от него, объективны (ипостась понятий),
материальный мир им лишь подчинен. В этом - ядро объективного идеализма
Платона (и рационального объективного идеализма вообще).
Между миром идей, как подлинным, реальным бытием, и небытием (т.е.
материей как таковой, материей в себе) существует, по Платону, кажущееся
бытие, производное бытие (т. е. мир действительно реальных, чувственно
воспринимаемых явлении и пещей), которое отделяет истинное бытие от небытия.
Действительные, реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи
(подлинного бытия) с пассивной, бесформенной "принимающей" материей
(небытием).
Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия) является
важной частью философского учения Платона. Чувственно воспринимаемые
предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные
образцы - идеи. У Платона можно встретить и утверждение противоположного
характера. Он говорит, что идеи присутствуют в вещах. Это отношение идей и
вещей, если его интерпретировать согласно взглядам Платона последнего
периода, открывает определенную возможность движения к иррационализму.
Последовательно идеалистическую позицию занимает Платон и в вопросах
теории познания. Она изложена, в частности, в диалогах "Федр" и "Менон".
Здесь Платон отрывает чувственное познание от рационального. Чувственное
познание, предметом которого является материальный мир, выступает как
вторичное, несущественное, потому что информирует нас лишь о кажущемся
бытии, но ни в коем случае не о бытии подлинном. Истинное, настоящее
познание, согласно Платону,- это познание, проникающее в мир идей, познание
разумное. Ядром его гносеологических концепций является теория воспоминания.
Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то
время, когда еще не соединилась с телом, когда свободно существовала в
царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе
удается отстраниться от телесности.
В диалоге "Менон" теорию воспоминания Платон демонстрирует на примере
разговора Сократа с неким юношей. Последний, хотя никогда не изучал
математику и не имел никакого образования, правильно выбранными вопросами
был подведен к самостоятельному формированию теоремы Пифагора. Из этого
Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась с
идеальным отношением, которое и выражено теоремой Пифагора. Научить в этом
случае - это не более чем принудить душу к воспоминаниям. На основе теории
воспоминания Платон производит и определенную иерархизацию души, о чем еще
будет сказано.