ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО КИТАЯ

Конфуцианство. Конфуцианство не является цельным учением. Отдельные его

элементы тесно связаны с развитием древнего и средневекового китайского

общества, которое оно само помогало образовывать и консервировать, создавая

деспотическое централизованное государство. Как определенная теория

организации общества, конфуцианство сосредоточивается на этических правилах,

социальных нормах и регулировании управления, при формировании которых оно

было весьма консервативным. Конфуций сам о себе говорил: "Излагаю старое и

не создаю нового". Характерным для этого учения было также то, что вопросы

онтологического характера были в нем второстепенными.

Конфуций (551-479 до н. э.), его имя - латинизированная версия имени

Кун Фу-цзы (учитель Кун). Этот мыслитель (собственное имя Кун Цю) считается

первым китайским философом. Естественно, что его жизнеописание было

обогащено позднейшими легендами. Известно, что сначала он был низшим

чиновником в государстве Лу, позже в течение ряда лет странствовал по

государствам Восточного Китая. Конец жизни посвятил ученикам, их обучению и

упорядочению некоторых классических книг (цзин). Был одним из многих

философов, учение которых во время династии Цинь было запрещено. Большой

авторитет и почти обожествление он приобрел в эпоху династии Хань и вплоть

до новейшего времени почитался мудрецом и первым учителем.

Мысли Конфуция сохранились в форме его бесед с учениками. Записи

изречений Конфуция и его учеников в книге "Беседы и суждения" (Лунь юй)

являются наиболее надежным источником для исследования его воззрений.

Конфуций, обеспокоенный разложением общества, сосредоточивает внимание на

воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к

окружающим, к обществу. В его социальной этике личность является личностью

не "для себя", но для общества. Этика Конфуция понимает человека в связи с

его социальной функцией, а воспитание - это подведение человека к

надлежащему исполнению этой функции. Такой подход имел большое значение для

социально-экономического упорядочения жизни в аграрном Китае; однако он вел

к редукции индивидуальной жизни, к определенному социальному положению и

деятельности. Индивид был функцией в социальном организме общества.

Изначальное значение понятия порядок, (ли) как нормы конкретных

отношений, действий, прав и обязанностей в эпоху династии Западных Чжоу

Конфуций поднимает до уровня образцовой идеи. Порядок у него устанавливается

благодаря идеальной всеобщности, отношению человека к природе и, в

частности, отношениям между людьми. Порядок выступает как этическая

категория, включающая также правила внешнего поведения - этикет. Подлинное

соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей. "Если

благородный муж (цзюнь цзы) точен и не растрачивает времени, если он вежлив

к другим и не нарушает порядка, то люди между четырьмя морями являются его

братьями". Порядок наполняется добродетелью (дэ): "О Цзы-чане говорил

учитель, что он имеет четыре из добродетелей, принадлежащих благородному

мужу. В частном поведении он вежлив, на службе - точен, человечен и

справедлив к людям".

Такое исполнение функций на основе порядка с необходимостью приводит к

проявлению человечности (жэнь). Человечность-основное из всех требований,

предъявляемых к человеку. Человеческое существование является настолько

социальным, что оно не может обойтись без следующих регуляторов: а) помогай

другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь; б) чего не желаешь себе,

того не делай другим. Люди различаются в зависимости от семейного, а затем

социального положения. Из семейных патриархальных отношений Конфуций выводил

принцип сыновней и братской добродетели (сяо ти). Социальные отношения

являются параллелью отношений семейных. Отношения подданного и правителя,

подчиненного и начальника такие же, как отношения сына к отцу и младшего

брата к старшему.

Для соблюдения субординации и порядка Конфуций вырабатывает принцип

справедливости и исправности (и). Справедливость и исправность не связаны с

онтологическим пониманием истины, чем Конфуций специально не занимался.

Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Исправное

поведение - это поведение с соблюдением порядка и человечности, ибо

"благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди

разбираются в том, что выгодно". Таков путь (дао) образованных, которые

обладают нравственной силой (дэ) и которым должно быть, вверено управление

обществом.

Мэн-цзы (Мэн Кэ - 371-289 до н. э.) был продолжателем Конфуция, защищал

конфуцианство от нападок со стороны других тогдашних школ. В рамках развития

конфуцианства Мэн-цзы выработал концепцию человеческой природы; он развивал

мысли Конфуция о моральном благе и отношении образованного к этому благу.

Благо - абстрактная этическая категория, под которой подразумевается порядок

(ли) при следовании путем (дао). Согласно Мэн-цзы, человеческая природа

наделена благом, хотя эта природа и не всегда проявляется. Так, человек

может отклоняться от порядка вещей, от пути, и происходит это под влиянием

обстоятельств, в которых он живет, ибо в человеке есть и низкие

биологические инстинкты. Благо в каждом человеке может реализоваться

четырьмя добродетелями, основой которых является знание, ибо познание

порядка вещей, мира и человека ведет к реализации в обществе: 1)

человечности (жэнь), 2) исправности (и), 3) вежливости (ли), 4) знания

(чжи).

В концепции Мэн-цзы последовательно проводится выдвинутый Конфуцием

принцип сыновней и братской добродетели (сяо ти). К иерархии пяти связей в

этом принципе Мэн-цзы относит также правителя, который должен быть знающим,

мудрым и обладать моральной силой (дэ). Для его власти характерен принцип

человечности (жэнь чжэн). Если же правитель игнорирует этот принцип, а

личную силу, исходящую от знания, заменяет тиранией (ба), народ имеет право

его свергнуть. Эта по сути политическая программа тесно связана также с

принадлежностью человека к миру, обращенной к небу (тянь). Небо Мэн-цзы

понимает как идеальную силу, наделяющую человека существованием и социальной

функцией (значит, и властью). Человек существует благодаря небу и поэтому

является его частью, так же как и природа. Различие между тянь, которое

сообщает человеку природу его существования, и человеком может быть

преодолено культивированием, совершенствованием этой природы до чистой

формы.

Даосизм. Одним из важнейших направлений развития философской мысли в

Китае наряду с конфуцианством был даосизм. В центре внимания даосизма стоят

природа, космос и человек, однако эти начала постигаются не рациональным

путем, конструированием логически последовательных формул (как это делается

в конфуцианстве), а с помощью прямого понятийного проникновения в природу

существования. Мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается,

живет и действует спонтанно, без каких-либо причин. В онтологическом учении

именно понятие пути - дао - является центральным. Цель мышления, по

даосизму, есть "слияние" человека с природой, так как он является ее частью.

Здесь не обозначается никаких разграничении в отношении "субъект-объект".

Лао-цзы (старый учитель) считается старшим современником Конфуция.

Согласно ханьскому историку Сыма Цяню, его настоящее имя было Лао Дань. Ему

приписывается авторство книги "Дао дэ цзин", которая стала основой

дальнейшего развития даосизма (это название книга получила в эпоху династии

Хань). Книга состоит из двух частей (в первой говорится о пути дао, во

второй - о силе дэ) и представляет собой исходные принципы даоской

онтологии.

Дао - это понятие, при помощи которого возможно дать универсальный,

всеобъемлющий ответ на вопрос о происхождении и способе существования всего

сущего. Оно в принципе безымянно, везде проявляется, ибо есть "источник"

вещей, но не является самостоятельной субстанцией, или сущностью. Само дао

не имеет источников, начала, является корнем всего без собственной

энергетической деятельности. "Дао, которое можно выразить словами, не есть

постоянное дао; имя, которое можно назвать, не есть постоянное имя...

Одинаковость - вот глубина загадочности". В нем же, однако, все происходит

(дается), оно-всепредполагающий путь. "Существует нечто - бестелесное,

бесформенное, а, однако, готовое и завершенное. Как оно беззвучно! Лишено

формы! Стоит само и не изменяется. Проникает всюду, и ничто не угрожает ему.

Можно полагать его матерью всего сущего. Его имя не знаю. Обозначается как

"дао". Вынужден дать ему имя, называю его совершенным. Совершенное - то есть

ускользающее. Ускользающее - то есть удаляющееся. Удаляющееся, то есть

возвращающееся". Дао, однако, не определяет телеологический смысл в вещах.

Онтология "Дао дэ цзин" является атеистической, потому что, согласно дао,

мир находится в спонтанном, непредопределенном движении. Дао есть

тождественность, одинаковость, предполагающая все остальное, а именно: дао

не зависит от времени, как полоса возникновения, развития и гибели

Вселенной, но есть фундаментальное и универсальное единство мира. Как

понятие, выражающее сущее, дао существует постоянно, везде и во всем, и

прежде всего для него характерно бездействие. Не является оно и средством

или причиной некоей постоянной, упорядоченной эманации вещей.

Все в мире находится в пути, в движении и изменении, все непостоянно и

конечно. Это возможно благодаря уже известным принципам инь и ян, которые

находятся в диалектическом единстве в каждом явлении и процессе и являются

причиной их изменений и движения. Под их влиянием происходит развитие вещей,

ибо "все несет в себе инь и охватывает ян". Положения об инь и ян,

содержащиеся в "Дао дэ цзин", видимо, опираются на более ранние учения (см.

"Книга перемен") и развивались другими школами (см. Цзоу Янь). Дао (пути)

внутренне присуща собственная творческая сила дэ, через которую дао

проявляется в вещах при воздействии инь и ян. Понимание дэ как

индивидуальной конкретизации вещей, для которых человек ищет имена,

радикально отличается от антропологически направленного конфуцианского

понимания дэ как нравственной силы человека.

Моизм. Моистская школа получила название по имени основателя Мо Ди

(479-391 до н.э.). Главное внимание в ней прежде всего уделяется проблемам

социальной этики, которая связывается посредством строгой организации с

деспотической властью главы. Физический труд в школе был основой пропитания

ее послушников. Учение моистов - коренная противоположность учению Конфуция.

Весь смысл заключался в идеях всеобщей любви (цзянь ай) и преуспеваемости,

взаимной пользы. Обязательной для всех людей в обществе должна быть общая

мера взаимной человечности, все должны печься о взаимной пользе.

Теоретические исследования - бесполезная роскошь; прагматическая

целесообразность, заложенная в трудовой деятельности,- необходимость. Мо Ди

в своем учении признавал небесную волю, которая должна была повлиять на

утверждение моистских принципов.

Уже после его смерти моисты обращаются и к вопросам познания. Они

интересуются и самим процессом познания, и предпосылками силы и

достоверности знания. Познание совершается посредством чувственного

соприкосновения с действительностью, а также путем понимания воспринятого

чувствами. Монеты формулируют требование приспособления имен к вещам,

учреждают категорию малых и больших причин возникновения вещей, подчеркивают

потребность проверки суждений опытом.

Легизм. Легизм формируется почти исключительно как учение,

сосредоточившее главное внимание на вопросах социально-политических

изменений в эпоху "воюющих государств". Его представители занимались

проблемами социальной теории (в области интересов старого деспотического

аграрного государства) и проблемами, связанными с государственным

управлением. Патриархом легистов считается Шэнь Бухай (400-337 до н.э.); его

теория государственного управления использовалась в эпоху династии Хань и

включена в содержание конфуцианства. О радикальных взглядах и новшествах,

которые легисты внесли в жизнь государства и общества одновременно с острой

критикой конфуцианства как своего главного противника, свидетельствует

"Книга господина из Шан" (Шан цзюнь шу, III в. до н.э.), приписываемая Шан

Яну . "Кто разумен - создает законы, кто глуп - законами ограничен. Кто

способен - изменяет порядок, кто неспособен - тот порядком связан. С

человеком, который связан порядком, не стоит говорить о делах, а с

человеком, который ограничен законами, не стоит говорить об изменениях".

Хань Фэн-цзы (ум. в 233 г. до н. э.) - наиболее выдающийся

представитель легизма. Ученик конфуцианца Сюнь-цзы. Его идеи применял на

практике император Цинь Ши-хуан. Хань Фэй часто использует понятия,

выработанные другими школами, по-своему их интерпретирует и наполняет новым

содержанием. Это касается, в частности, традиционных конфуцианских

категорий- порядок (ли), добродетель (дэ) и человечность (жэнь). Много

времени он посвящает интерпретации "Дао дэ цзин". В онтологическом аспекте

Хань Фэй стремится соединить разные понятия этих школ в новую систему. "Путь

(дао) - это то, что делает вещи такими, как они есть, это то, что образует

порядок (ли). Порядок-это то, что образует лицо вещей... Вещи не могут

наполняться однажды, и в этом проявляются инь и ян". Порядок в обществе -

это лишь чисто внешнее сокрытие недостатков. Необходимо заново

отрегулировать отношения между людьми, и в частности между правителем и

обществом. Так, правитель только издает законы (фа) и указы (мин), в глубь

же интересов общества не проникает (у вэй), ибо в рамках этих законов

выработана лишь система наград и наказаний. Хань Фэй развивает дальше мысль

Сюнь-цзы о дурной природе человека. Человек стремится к личному успеху, и

это следует использовать в общественных отношениях. Подданный продает свои

способности, чтобы взамен получить нечто полезное и выгодное. Законы служат

для регуляции этих отношений. "Если изменяются законы (фа) и указы (мин), то

изменяются выгода и невыгода. Меняются выгода и невыгода, меняется и

направление деятельности людей". Значит, не просто порядок, но законы

правителя "создают" людей. Место правителя определено божественными

небесами. Свое понимание закона Хань Фэй противопоставляет аналогичным

понятиям других школ, интерпретируя их по-своему.

Подобным образом дается объяснение сути развития общества. Нельзя

повторять прошлое. Новой исторической действительности должны

соответствовать новые способы управления. Оглядки на порядок в конфуцианском

смысле бесполезны и находятся в противоречии с характером новых законов.

Хань Фэй выступил против других школ, воспевающих прошлое и отвергающих

современность. Император Цинь Ши-хуан, виднейший из правителей династии

Цинь, очень уважал Хань Фэя и поэтому под страхом смерти запретил

деятельность других школ и учений. Их книги сжигались. Сам Хань Фэй в

условиях этой связанной с его именем атмосферы насилия и жестокости кончил

жизнь самоубийством.

Эклектики. Для этих мыслителей характерно стремление соединить в одну

систему взгляды и концепции различных школ. Они утверждали, что каждая из

школ постигает действительность своим способом и необходимо эти способы

объединить в такую целостность, которая была бы новой универсальной системой

интерпретации мира. Можно назвать ряд представителеи этого направления:

Гуань-цзы, написавшего текст "Гуань-цзы", Люй Бувэй, создавшего книгу "Люй

ши чунь цю" ("Весны и осени господина Люя"). Последний был главным министром

в государстве Цинь (ум. в 235 г. до н.э.). Его книга представляет собой

сборник текстов различных школ. Книга имеет ценность чисто исторического

документа.

Hosted by uCoz