Взаимодействие
всеобщая форма связи тел или явлений, осуществляющаяся
в их взаимном изменении. Два и более взаимодействующих
тела или явления составляют систему, в которой совершается
процесс превращения движения, причины в действие и
обратно.
Причина в качестве активной стороны взаимодействия
выступает первоначально в виде движения того тела,
в котором сосредоточивается движение всей системы,
и вызывает в другом теле или явлении изменение, а вместе
с ним обратно направленное действие, т.е. противодействие.
Пассивная сторона взаимодействия при этом превращается,
в свою очередь, в активную и обратно. Эта формальная
схема взаимодействия осуществляется даже в простейшем
из возможных случаев – в механической системе двух
соударяющихся упругих тел. Однако взаимодействие вообще
не исчерпывается простейшей формой взаимодействия,
заключающейся в переносе извне полученного движения
без существенного превращения формы этого движения.
Если схему механического взаимодействия перенести на
всю проблему взаимодействия в целом, придать этой схеме
всеобще-логическое значение, отождествить ее со схемой
взаимодействия вообще, то это приведет к допущению
первотолчка извне как «первопричины» движения универсума.
Такое понимание взаимодействия сложилось в естествознании
17–18 вв. (например, Ньютон) и оттуда было перенесено
в философию.
Диалектико-материалистическое понимание взаимодействия
как всеобщей формы движения и изменения предполагает
такую систему причинно-следственных связей, которая
не нуждается в «первотолчке», в привнесении движения
извне. Взаимодействие – это способ движения такой системы,
внутри которой причина выступает в конце концов как
следствие существования ее же самой. Такой системой
взаимодействия является бесконечная во времени и пространстве
Вселенная. Вне ее нет и не может быть причин, приводящих
ее в движение. Причины ее движения суть одновременно
следствия ее же собственного движения. Такой характер
взаимодействия прекрасно выражается формулой Спинозы:
«субстанция есть причина самой себя» (causa sui).
Механическая форма взаимодействия представляет собой
не всеобщий, а лишь частный случай универсальной формы
взаимодействия как бесконечной цепи причинно-следственных
отношений.
Характеристика взаимодействия как взаимного изменения
сторон системы, при котором движение приобретает «круговой»
характер, относится и к любой конкретной системе взаимодействующих
явлений. Такая конкретная система также выступает в
качестве «причины самой себя», т.е. заключает внутри
себя источник своего собственного движения. Понимаемая
так причина совпадает с внутренним противоречием данной
конкретной системы.
Взаимодействие всегда носит конкретный характер в том
смысле, что оно есть всегда отношение сторон определенной
целостной системы, например солнечной системы, растительного,
животного царств, человеческого общества, определенной
общественно-экономической формации. Содержание взаимодействия
обусловлено природой составляющих его моментов, взаимное
изменение которых и выступает как конкретное движение
данной системы. Примерами такого диалектического взаимодействия
может служить любая конкретная система, например живые
организмы. Живые организмы преломляют воздействия внешней
среды через специфическую организацию своего тела и
взаимоотношения особей данного вида. Ярким примером
самосохраняющейся, самовоспроизводящейся и самодвижущейся
системы взаимодействующих явлений может служить человеческое
общество в его развитии, основанном на специфических
социальных закономерностях.
Взаимодействие есть процесс, внутреннее единство которого
осуществляется в непрерывном изменении его элементов,
сторон. Воспроизведение явления на основе взаимодействия
его собственных элементов и выступает как его развитие
(саморазвитие). В саморазвивающейся системе причина
ее существования в конечном счете оказывается ее же
собственным следствием. Цепь причин и действий замыкается
здесь уже не только на «кольцо», но и на «спираль».
Образцом такой формы взаимодействия является система
взаимодействия экономических явлений, научно воспроизведенная
в «Капитале» Маркса.
В аналогичном отношении взаимодействия находятся между
собой теория и практика человека. Теория есть не только
следствие практики. Возникая на основе практики и получая
в ней активный стимул своего развития, теория оказывает
обратное воздействие на практику.
Взаимодействие выражается, например, в отношениях наемных
рабочих и капиталистов внутри товарно-капиталистических
отношений производства. Капитал есть столько же следствие
существования наемного труда, сколько и причина его
данного, конкретно-исторического существования.
При всей зависимости сторон взаимодействия диалектика
обязывает всегда иметь в виду, что одна из сторон этого
взаимодействия является ведущей. Такой ведущей стороной
является та, с которой начинается каждый новый круг
развития. Так, например, в отношении взаимодействия
теории и практики ведущей стороной выступает практика.
Э. Ильенков, Г. Давыдова, В. Лекторский
Философская энциклопедия, т. 1, с. 250.