Часть первая
Категории абстрактного и конкретного как категории
диалектической логики
Глава 1. Метафизическое и диалектическое понимание
«конкретного»
1. Определение «конкретного» у Маркса и его особенности
Как известно, Маркс определяет «конкретное» как «единство
многообразного». С точки зрения старой, чисто формальной
логики, это определение может показаться парадоксальным:
ведь сведение чувственно данного многообразия к «единству»,
в нем обнаруживающемуся, представляется на первый взгляд
(а старая логика из этого «первого» взгляда и исходит)
задачей выработки не «конкретного», а как раз наоборот
– абстрактного знания о вещах. С точки зрения этой
логики осознать «единство» в чувственно воспринимаемом
многообразии явлений – значит отвлечь от них то общее,
то абстрактно-одинаковое, которым они все без исключения
обладают. Это – абстрактное единство, зафиксированное
в абстрактно-общем понятии, в «высшем роде», в «обобщении»
– с точки зрения старой логики и есть то единственное
«единство», о котором имеет смысл говорить в логике.
И действительно, если понимать задачу мышления как
задачу сведения чувственно данного многообразия к простому
абстрактному выражению, как задачу отыскания абстрактного
«единства» в различных явлениях, то определение Маркса
обязательно покажется неоправданным, не принятым в
Логике выражением.
Однако следует учесть, что Логика Маркса опирается
на совершенно иные представления о мышлении, о его
цели и задачах, нежели те, на которые опиралась старая
традиционная логика. Это отражается не только в сути
понимания логических проблем, но и в терминологии,
с помощью которой эта новая суть выражается.
Если Маркс определяет конкретное как единство многообразного,
то здесь предполагается диалектическое понимание категорий
«единого» и «многого». И это понимание вовсе не остается
чем-то внешним и безразличным по отношению к категориям
специально логическим, но заставляет и эти последние
рассматривать под новым углом зрения.
Определение «конкретного», данное Марксом, означает,
если несколько развернуть его афористически краткую
формулу, буквально следующее:
Конкретное, конкретность – это прежде всего синоним
объективной взаимосвязи всех необходимых сторон реального
предмета, данного человеку в созерцании и представлении,
их внутренне необходимой взаимообусловленности. Под
«единством» тем самым понимается сложная совокупность
различных форм существования предмета, неповторимое
сочетание которых характерно только для данного, и
не для какого-нибудь иного предмета.
Такое понимание «единства» – как нетрудно понять –
не только не тождественно тому пониманию, из которого
исходила старая логика, но и прямо ему противоположно.
Часто в качестве синонима «конкретности» Маркс употребляет
и другой термин, не удержавшийся впоследствии в терминологии
материалистической диалектики – «тотальность». Этот
последний им используется в тех случаях, когда приходится
охарактеризовать предмет как связное, качественно определенное
целое, как «органическую систему» взаимодействующих
явлений, – в противоположность метафизическому представлению
о нем как о механическом агрегате неизменных составных
частей, связанных между собой лишь внешним, более или
менее случайным образом.
Самое важное в этом определении заключается в том,
что «конкретность» оказывается прежде всего чисто объективной
характеристикой объективной реальности, предмета познания,
абсолютно не зависимого от тех эволюции, которые имеют
место в субъекте теоретического познания.
Предмет сам по себе, «в себе», конкретен независимо
от того, познается ли он мышлением, или воспринимается
органами чувств. «Конкретность» предмета не создается
в процессе его восприятия в сознании ни «чувственной»
ступенью познания, ни «рационально-логической». Важность
этого положения мы увидим ниже.
Естественно, что единственной логической формой, в
которой человек может осознать объективную конкретность,
оказывается не абстрактное «единство», не абстракция,
выражающая лишь «общее» в явлениях, а только «единство
многоразличных определений» – то есть система абстракций,
сложная совокупность абстракций. Система абстракций
и оказывается единственной возможной формой существования
истины в сознании человека. Сознание должно быть столь
же сложным, сколь сложен предмет.
Этим Маркс материалистически обосновывает то действительное
положение, что наука возможна только в форме системы
категорий. Каждая из этих входящих в ее состав категорий
– каждое из «многообразных определений» – есть по своему
объективному содержанию также отражение предмета –
но только одностороннее его отражение.
Поэтому «абстракция», «абстрактное» – в противоположность
«конкретному» – это прежде всего категория, обозначающая
одностороннее знание. При этом, естественно, безразлично,
в какой субъективно-психологической форме это знание
осуществляется – в речи или в форме живого образа воображения,
в сухой научной формуле или в виде «наглядного» представления,
– с точки зрения логики сие совершенно безразлично,
ибо логика (в отличие от психологии) устанавливает
свои различения с точки зрения объективного содержания
знания, а не с точки зрения той субъективно-психологической
формы, в которой это знание выражено. И хотя, как мы
это покажем, субъективная форма знания не остается
чем-то внешним и безразличным к выражаемому в ней содержанию
знания, хотя конкретное по содержанию знание и образует
соответствующую себе форму, тем не менее нет ничего
ошибочнее различать «абстрактное» и «конкретное» знание
с точки зрения субъективно-психологической формы его
выражения.
Только анализ знания по его содержанию может показать
– имеем ли мы дело с «абстрактным» или с «конкретным»
знанием. И здесь субъективно-психологический угол зрения
на вещи должен быть строго отставлен в сторону.
Это – важнейший пункт взглядов Маркса на природу всех
категорий Логики, в том числе и категорий абстрактного
и конкретного. Малейшая путаница, малейшая нечёткость
в его понимании неизбежно повела бы к смазыванию принципиальных
различий между диалектической логикой марксизма-ленинизма
и логикой старой, недиалектической.